Инновационный проект по внедрению модели социально-эмоционального обучения

Цели и задачи проекта

Цель проекта – организация образовательной среды, способствующей созданию Школьного сообщества СЭО как условия формирования универсальных компетенций учащихся учреждения общего среднего образования.
развернуть

Задачи:

  1. Разработать систему организационно-управленческого, научно-методического, психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности по внедрению модели социально-эмоционального обучения как условия, обеспечивающего формирование универсальных компетенций учащихся в средней школе № 39 г.Могилева;
  2. Создать условия для повышения квалификации педагогов по теме инновационного проекта;
  3. Внедрить в учреждении образования модель социально-эмоционального обучения как условия, обеспечивающего формирование универсальных компетенций учащихся;
  4. Организовать психолого-педагогическую поддержку участников инновационного проекта;
  5. Определить результативность и эффективность инновационной деятельности, обобщить её результаты, представить инновационный педагогический опыт в форме методических рекомендаций по внедрению модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся учреждения общего среднего образования в массовую образовательную практику.
свернуть

Программа инновационной деятельности и этапы ее реализации

Этапы

Содержательный компонент

Подготовительный:

январь  – февраль 2021

Самоопределение управленческой команды учреждения образования на инновационную деятельность.

Выбор темы инновационного проекта.

Сбор и анализ теоретико-педагогической и научно-методической литературы по проблеме инновационного проекта.

Первичная диагностика (готовности и мотивационной установки педагогов на деятельность в инновационном режиме, самоэкспертиза профессионально-педагогической культуры педагогов, уровня их эмпатийности, изучение возможностей участия в проекте родителей и учащихся).

Анализ образовательного процесса, выявление проблем и противоречий, обоснование актуальности проекта.

Оценка необходимого потенциала и дополнительных ресурсов для осуществления инновационной деятельности.

Организация взаимодействия с АПО через дистанционное обучение и консультирование научным консультантом (консультации, помощь в подготовке проекта).

Разработка и оформление инновационного проекта «Внедрение модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся учреждения общего среднего образования».

Проведение рефлексивного семинара с педагогами «Модель социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся учреждения общего среднего образования: от теоретической идеи до практического воплощения» на основе полученных информационно-аналитических данных.

Конструктивно-технологический этап:

март – декабрь 2021 года

Издание приказа об организации инновационной деятельности, определяющего участников инновационной деятельности, их функциональные обязанности.

Разработка плана реализации проекта на 2021/2022 учебный год.

Подготовка пакета диагностического инструментария.

Определение инновационных классов, педагогов-инноваторов, задействованных в реализации инновационного проекта.

Консультирование педагогов-инноваторов по ведению необходимой документации, практического осуществления инновационной деятельности.  

Разработка системы методического сопровождения деятельности классных руководителей и учителей-предметников, выполняющих функции педагогов-инноваторов по вопросам организации сопровождения инновационной деятельности.

Определение тем инновационной работы для педагогов-инноваторов.

Определение форм мониторинга и самоконтроля, форм отчетности, анализа и оформления полученных результатов, форм коррекции; разработка программы мониторинга инновационного проекта.

Представление инновационного проекта перед учащимися, родительской общественностью на расширенном заседании Совета учреждения образования.

Теоретическая и методическая подготовка педагогического коллектива:

организация работы постоянно-действующего семинара-практикума по теме инновационного проекта;

разработка методических рекомендаций для педагогов по проектированию индивидуального стиля  сопровождения в процессе формирования социально-эмоциональных компетенций каждого учащегося;

оказание педагогам теоретической и методической помощи по теме проекта ИБЦ через индивидуальные и групповые консультации;

выпуск методического бюллетеня «Теоретические аспекты внедрения модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся учреждения общего среднего образования»;

психологическое сопровождение педагогического коллектива по реализации инновационного проекта.

Теоретическая работа с родителями и учащимися:

проведение совместных родительских собраний, круглых столов, индивидуальных консультаций.

Диагностика:

мотивации и готовности педагогов к инновационной деятельности, уровня эмпатийности, сформированности профессионально-педагогической компетентности;

уровня сформированности универсальных компетенций, самоконтроля, самооценки, уровня обученности и воспитанности, состояния здоровья, сформированности навыков конструктивных взаимоотношений;

мотивации и готовности законных представителей учащихся к включению в инновационную деятельность.

Практический:

январь 2022 –

февраль 2024

Мотивация педагогов на инновационную деятельность (организация системы стимулирования участников инновационной деятельности, обеспечение вариативности инновационной деятельности, возможности выбора направлений; ее пропаганда, освещение на заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре, семинарах, родительских собраниях, в социальных сетях, на страницах сайта учреждения образования).

- Инструктажи и консультирование инновационной группы педагогов-инноваторов по ведению документации, составлению отчетов по ходу инновационной работы.

- Отбор методик диагностики психологических особенностей учащихся, подбор диагностического инструментария для определения уровня сформированности универсальных компетенций, самоконтроля, составление матрицы социально-эмоционального развития  каждого ученика.

- Организация работы по самообразованию участников инновационного проекта.

- Повышение квалификации педагогов на базе государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», государственного учреждения образования «Могилевский областной институт развития образования».

- Разработка индивидуальных траекторий социально-эмоционального развития  учащихся.

- Создание условий для личностного самоопределения учащихся.

- Систематический анализ процесса преемственности, методик, механизмов, анализ промежуточных результатов инновационной деятельности.

- Исследование наиболее эффективных методов и способов инновационной деятельности, организация обмена образцами эффективной педагогической практики.

- Проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий, направленных на развитие социально-эмоциональных навыков.

- Организация планирования и реализации мини-проектов, способствующих вовлечению учащихся в различные виды личностно и социально значимой деятельности.

- Подготовка и проведение мастер-классов, педагогических мастерских, творческих отчетов, классных часов, информационных часов, воспитательных мероприятий по теме проекта.

- Организация участия школьников в образовательных, воспитательных, творческих и др.  проектах.

- Ведение педагогами дневников инновационной деятельности.

- Контроль ведения обязательной документации в соответствии с нормативными документами.

- Информирование законных представителей о ходе и результатах реализации проекта.

- Организация сотрудничества с другими учреждениями, оптимально продуктивное использование образовательных и социальных ресурсов агрогородка при организации образовательного процесса.

- Рассмотрение вопроса о ходе реализации инновационного проекта на заседаниях  педсоветов, совещаний при директоре, методических советов, школьных методических объединений.

- Самоанализ деятельности педагогов, классных руководителей, реализующих инновационные темы.

- Проведение педагогом-психологом диагностических занятий, занятий с элементами тренинга с учителями, учащимися и родителями, анализ полученных результатов.

- Определение соответствия результатов проекта критериям и показателям эффективности инновационной деятельности.

-  Составление рекомендаций по распространению инновационного опыта и образов эффективной педагогической практики педагогов учреждения образования.

Обобщающий (аналитический):

март - май 2024

- Анализ полученных результатов и опыта их достижения. Оценка эффективности работы по  теме проекта.

- Презентация инновационного опыта работы педагогов на различных конференциях, круглых столах, семинарах.

- Составление отчётов участниками инновационной деятельности и общего отчёта учреждения образования.

- Издание методических рекомендаций и сборников методических и дидактических  разработок педагогов.

- Подготовка к публикации методических материалов.

- Перенос опыта в практику работы педагогов других учреждений образования, проведение консультаций, семинаров, мастер-классов.

- Участие в выставках научно-методической литературы по направлению проекта.

- Подготовка методических рекомендаций по использованию результатов инновационной деятельности в массовой практике.

- Подготовка материалов для публикаций в СМИ, на педагогических порталах.

свернуть

Основная идея инновационного проекта

– организация образовательной среды внедрения модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся учреждения общего среднего образования будет реализовываться на основе Теории действий в школе в соответствии с рекомендациями CASEL (полное пошаговое руководство для администрации и педагогов по созданию школьного SEL) по организации школьного сообщества социально-эмоционального обучения (SEL).
развернуть

Организация образовательной среды социально-эмоционального обучения (далее – CЭО) в государственном учреждении образования «Средняя школа № 39 г.Могилева» планируется по четырем основным направлениям:

создание образовательной среды учреждения образования, при которой будут обеспечены необходимые условия по внедрению СЭО в целях формирования универсальных компетенций учащихся;

      расширение профессиональных, социальных, эмоциональных и культурных компетенций педагогов, законных представителей учащихся по внедрению в практику СЭО;

обеспечение формирования универсальных компетенций посредством СЭО в решении повседневных задач обучения и общения с учетом культурных и возрастных особенностей учащихся;

оценка эффективности деятельности учреждения образования в целом и участников образовательного процесса по внедрению модели СЭО.

Ожидаемые результаты:

построение образовательной среды, ориентированной на СЭО как системы условий для формирования универсальных компетенций;

повышение уровня компетентности участников образовательного процесса в сфере СЭО;

повышение удовлетворенности субъектов образовательного процесса его ходом и результатами;

обеспечение преемственности в СЭО учащихся по годам обучения и повышение эффективности формирования у них универсальных компетенций;

разработка инструкций и рекомендаций для участников образовательного процесса по внедрению социально-эмоционального обучения;

положительная динамика уровня сформированности личностных качеств учащихся, способствующих самоопределению, саморегуляции;

формирование у учащихся активной жизненной позиции;

формирование диагностического инструментария оценки эффективности деятельности по внедрению модели СЭО как условия формирования универсальных компетенций учащихся;

привлечение социальных партнеров для развития учреждения образования;

создание банка  информационных и учебно-методических материалов и обобщение результатов инновационной деятельности, разработка методических рекомендаций по организации внедрения модели;

Внедрение данной модели предоставит возможность систематизировать деятельность педагогического коллектива учреждения образования через апробацию технологий, методов и форм социально-эмоционального обучения по формированию универсальных компетенций учащихся, позволит найти оптимальные пути удовлетворения запросов учащихся и их законных представителей.

 

свернуть

Инновационная группа

по реализации инновационного проекта «Внедрение модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся учреждения общего среднего образования»
развернуть
  • Соловей А.Ф., директор школы – общее руководство проектом;
  • Анастасьева Т.А., заместитель директора по учебной работе – организационно-методическое, учебно-методическое, информационное обеспечение инновационной деятельности;
  • Афанасьева О.С., педагог-психолог, – психолого-педагогическое сопровождение работы с участниками инновационного проекта, в том числе с педагогами по внедрению инновационного педагогического опыта в их деятельность;
  • Степанова Т.Н., учитель информатики, – организация работы по информатизации учреждения образования, направленная на создание оптимальных условий для реализации проекта и информационно-коммуникативной поддержки педагогов;
  • Костромина О.А., учитель русского языка и литературы;
  • Савицкая Ж.А., учитель начальных классов, классный руководитель 2 «В» класса;
  • Степаненкова Ю.А., учитель математики, классный руководитель 6 «А» класса;
  • Рахоцкая Л.К., педагог социальный;
  • Власова Н.А., учитель-дефектолог;
  • Малаховская О.С., учитель английского языка;
  • Филипенко А.В., учитель географии, классный руководитель 8 «А» класса;
  • Зайцева Е.Н., учитель биологии классный руководитель 7 «В» класса;
  • Рыбакова Е.С., классный руководитель 7 «А» класса.

 

ФИО, должность

Квалификационная категория

Тема педагогического исследования

Формы трансляции инновационного педагогического опыта

Соловей Александр Федорович, директор

высшая

Создание развивающей образовательной среды в средней школе для всех участников образовательного процесса посредством внедрения программ СЭО

Выступление на заседании педагогического совета

Анастасьева Т.А., заместитель директора по учебной работе

высшая

Личностный и профессиональный рост педагогов посредством программ СЭО

Выступление на заседании педагогического совета

Афанасьева О.С., педагог-психолог

высшая

Использование методов арт-терапии с целью развития социальной и эмоциональной компетенций учащихся

Выступление на заседании педагогического совета

Степанова Т.Н., учитель информатики

высшая

Развитие социального интеллекта учащихся посредством интерактивных форм работы

Выступление на семинаре для учителей школы

Костромина О.А. учитель русского языка

высшая

Развитие социально-эмоциональной сферы учащихся на уроках русского языка и литературы

Выступление на МО

Савицкая Ж.А., учитель начальных классов

высшая

Развитие навыков самоконтроля младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Выступление на МО

Степаненкова Ю.А., учитель математики

первая

Формирование ответственности и активной жизненной позиции учащихся посредством  технологии СЭО

Выступление на МО

Рахоцкая Л.К.,  педагог социальный

высшая

Применение интерактивных форм работы с учащимися  с целью формирования социальной успешности

Выступление на педсовете

Власова Н.А., учитель-дефектолог

первая

Использование элементов ЛЕГО-технологии для развития социальных и эмоциональных навыков у учащихся с неярко выраженным общим недоразвитием речи

Выступление на МО

Малаховская О.С., учитель английского языка

высшая

Развитие социально-коммуникативных навыков на уроках английского языка посредством диалога

Выступление на МО

Филипенко А.В., учитель географии

высшая

Применение приёмов СЭО при изучении географии как средства формирования  универсальных компетенций учащихся  

Выступление на МО

Зайцева Е.Н., учитель биологии

высшая

Обучение через исследование как средство успешного взаимодействия учащихся

Выступление на МО

Рыбакова Е.С., учитель английского языка

первая

Развитие ученического самоуправления посредством вовлечения учащихся в различные виды деятельности

Выступление на МО

 

свернуть

Календарный план

реализации инновационного проекта «Внедрение модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций обучающихся» на 2021/2022 учебный год
развернуть

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Инструктивно - методическое совещание по изучению нормативных правовых документов, регламентирующих инновационную деятельность, материалов сайта АПО (раздел «Педагогические инновации»)

август

2021 г.

Заместитель директора по учебной работе Анастасьева Т.А.

2.

Педагогический совет «Особенности организации образовательного процесса, обусловленного реализацией инновационного проекта в 2020/2021 учебном году»

август

2021 г.

Директор школы

Соловей А.Ф.

3.

Издание приказа «Об организации инновационной деятельности в учреждении образования в 2020/2021 учебном году»

август

2021 г.

Директор школы

Соловей А.Ф

4.

Организация работы творческой группы участников инновационного проекта

сентябрь 2021 г.

Заместитель директора по учебной работе Анастасьева Т.А.

5.

Организация работы по самообразованию педагогов

сентябрь

2021 г.

Заместитель директора по учебной работе Анастасьева Т.А.

6.

Составление программы психологического сопровождения инновационного проекта

сентябрь

2020 г.

Педагог-психолог Афанасьева О.С.

свернуть

Мероприятия по реализации проекта в 2021/2022 учебном году

Консультанты проекта

Краснова Татьяна Ивановна, профессор кафедры философии и методологии университетского образования государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы», кандидат психологических наук, доцент, 8(0172) 222-83-13, e-mail: tikrasnova@yandex.ru.

Реут Вероника Геннадьевна, начальник отдела социологии образования и повышения квалификации, государственное учреждение образования «Академия последипломного образования», кандидат социологических наук, доцент, 8(017)2857847, e-mail: reut_veronika72@mail.ru;

Семашко Оксана Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики и менеджмента образования государственного  учреждения образования «Академия последипломного образования» 8(017)2857833, e-mail: semok@tut.by

 

свернуть