Отдел по образованию администрации Октябрьского района г.Могилева
Государственное учреждение образования"Средняя школа № 39 г.Могилева"
Задачи:
Этапы |
Содержательный компонент |
Подготовительный: январь – февраль 2021 |
Самоопределение управленческой команды учреждения образования на инновационную деятельность. Выбор темы инновационного проекта. Сбор и анализ теоретико-педагогической и научно-методической литературы по проблеме инновационного проекта. Первичная диагностика (готовности и мотивационной установки педагогов на деятельность в инновационном режиме, самоэкспертиза профессионально-педагогической культуры педагогов, уровня их эмпатийности, изучение возможностей участия в проекте родителей и учащихся). Анализ образовательного процесса, выявление проблем и противоречий, обоснование актуальности проекта. Оценка необходимого потенциала и дополнительных ресурсов для осуществления инновационной деятельности. Организация взаимодействия с АПО через дистанционное обучение и консультирование научным консультантом (консультации, помощь в подготовке проекта). Разработка и оформление инновационного проекта «Внедрение модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся учреждения общего среднего образования». Проведение рефлексивного семинара с педагогами «Модель социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся учреждения общего среднего образования: от теоретической идеи до практического воплощения» на основе полученных информационно-аналитических данных. |
Конструктивно-технологический этап: март – декабрь 2021 года |
Издание приказа об организации инновационной деятельности, определяющего участников инновационной деятельности, их функциональные обязанности. Разработка плана реализации проекта на 2021/2022 учебный год. Подготовка пакета диагностического инструментария. Определение инновационных классов, педагогов-инноваторов, задействованных в реализации инновационного проекта. Консультирование педагогов-инноваторов по ведению необходимой документации, практического осуществления инновационной деятельности. Разработка системы методического сопровождения деятельности классных руководителей и учителей-предметников, выполняющих функции педагогов-инноваторов по вопросам организации сопровождения инновационной деятельности. Определение тем инновационной работы для педагогов-инноваторов. Определение форм мониторинга и самоконтроля, форм отчетности, анализа и оформления полученных результатов, форм коррекции; разработка программы мониторинга инновационного проекта. Представление инновационного проекта перед учащимися, родительской общественностью на расширенном заседании Совета учреждения образования. Теоретическая и методическая подготовка педагогического коллектива: организация работы постоянно-действующего семинара-практикума по теме инновационного проекта; разработка методических рекомендаций для педагогов по проектированию индивидуального стиля сопровождения в процессе формирования социально-эмоциональных компетенций каждого учащегося; оказание педагогам теоретической и методической помощи по теме проекта ИБЦ через индивидуальные и групповые консультации; выпуск методического бюллетеня «Теоретические аспекты внедрения модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся учреждения общего среднего образования»; психологическое сопровождение педагогического коллектива по реализации инновационного проекта. Теоретическая работа с родителями и учащимися: проведение совместных родительских собраний, круглых столов, индивидуальных консультаций. Диагностика: мотивации и готовности педагогов к инновационной деятельности, уровня эмпатийности, сформированности профессионально-педагогической компетентности; уровня сформированности универсальных компетенций, самоконтроля, самооценки, уровня обученности и воспитанности, состояния здоровья, сформированности навыков конструктивных взаимоотношений; мотивации и готовности законных представителей учащихся к включению в инновационную деятельность. |
Практический: январь 2022 – февраль 2024 |
Мотивация педагогов на инновационную деятельность (организация системы стимулирования участников инновационной деятельности, обеспечение вариативности инновационной деятельности, возможности выбора направлений; ее пропаганда, освещение на заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре, семинарах, родительских собраниях, в социальных сетях, на страницах сайта учреждения образования). - Инструктажи и консультирование инновационной группы педагогов-инноваторов по ведению документации, составлению отчетов по ходу инновационной работы. - Отбор методик диагностики психологических особенностей учащихся, подбор диагностического инструментария для определения уровня сформированности универсальных компетенций, самоконтроля, составление матрицы социально-эмоционального развития каждого ученика. - Организация работы по самообразованию участников инновационного проекта. - Повышение квалификации педагогов на базе государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», государственного учреждения образования «Могилевский областной институт развития образования». - Разработка индивидуальных траекторий социально-эмоционального развития учащихся. - Создание условий для личностного самоопределения учащихся. - Систематический анализ процесса преемственности, методик, механизмов, анализ промежуточных результатов инновационной деятельности. - Исследование наиболее эффективных методов и способов инновационной деятельности, организация обмена образцами эффективной педагогической практики. - Проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий, направленных на развитие социально-эмоциональных навыков. - Организация планирования и реализации мини-проектов, способствующих вовлечению учащихся в различные виды личностно и социально значимой деятельности. - Подготовка и проведение мастер-классов, педагогических мастерских, творческих отчетов, классных часов, информационных часов, воспитательных мероприятий по теме проекта. - Организация участия школьников в образовательных, воспитательных, творческих и др. проектах. - Ведение педагогами дневников инновационной деятельности. - Контроль ведения обязательной документации в соответствии с нормативными документами. - Информирование законных представителей о ходе и результатах реализации проекта. - Организация сотрудничества с другими учреждениями, оптимально продуктивное использование образовательных и социальных ресурсов агрогородка при организации образовательного процесса. - Рассмотрение вопроса о ходе реализации инновационного проекта на заседаниях педсоветов, совещаний при директоре, методических советов, школьных методических объединений. - Самоанализ деятельности педагогов, классных руководителей, реализующих инновационные темы. - Проведение педагогом-психологом диагностических занятий, занятий с элементами тренинга с учителями, учащимися и родителями, анализ полученных результатов. - Определение соответствия результатов проекта критериям и показателям эффективности инновационной деятельности. - Составление рекомендаций по распространению инновационного опыта и образов эффективной педагогической практики педагогов учреждения образования. |
Обобщающий (аналитический): март - май 2024 |
- Анализ полученных результатов и опыта их достижения. Оценка эффективности работы по теме проекта. - Презентация инновационного опыта работы педагогов на различных конференциях, круглых столах, семинарах. - Составление отчётов участниками инновационной деятельности и общего отчёта учреждения образования. - Издание методических рекомендаций и сборников методических и дидактических разработок педагогов. - Подготовка к публикации методических материалов. - Перенос опыта в практику работы педагогов других учреждений образования, проведение консультаций, семинаров, мастер-классов. - Участие в выставках научно-методической литературы по направлению проекта. - Подготовка методических рекомендаций по использованию результатов инновационной деятельности в массовой практике. - Подготовка материалов для публикаций в СМИ, на педагогических порталах. |
Организация образовательной среды социально-эмоционального обучения (далее – CЭО) в государственном учреждении образования «Средняя школа № 39 г.Могилева» планируется по четырем основным направлениям:
создание образовательной среды учреждения образования, при которой будут обеспечены необходимые условия по внедрению СЭО в целях формирования универсальных компетенций учащихся;
расширение профессиональных, социальных, эмоциональных и культурных компетенций педагогов, законных представителей учащихся по внедрению в практику СЭО;
обеспечение формирования универсальных компетенций посредством СЭО в решении повседневных задач обучения и общения с учетом культурных и возрастных особенностей учащихся;
оценка эффективности деятельности учреждения образования в целом и участников образовательного процесса по внедрению модели СЭО.
Ожидаемые результаты:
построение образовательной среды, ориентированной на СЭО как системы условий для формирования универсальных компетенций;
повышение уровня компетентности участников образовательного процесса в сфере СЭО;
повышение удовлетворенности субъектов образовательного процесса его ходом и результатами;
обеспечение преемственности в СЭО учащихся по годам обучения и повышение эффективности формирования у них универсальных компетенций;
разработка инструкций и рекомендаций для участников образовательного процесса по внедрению социально-эмоционального обучения;
положительная динамика уровня сформированности личностных качеств учащихся, способствующих самоопределению, саморегуляции;
формирование у учащихся активной жизненной позиции;
формирование диагностического инструментария оценки эффективности деятельности по внедрению модели СЭО как условия формирования универсальных компетенций учащихся;
привлечение социальных партнеров для развития учреждения образования;
создание банка информационных и учебно-методических материалов и обобщение результатов инновационной деятельности, разработка методических рекомендаций по организации внедрения модели;
Внедрение данной модели предоставит возможность систематизировать деятельность педагогического коллектива учреждения образования через апробацию технологий, методов и форм социально-эмоционального обучения по формированию универсальных компетенций учащихся, позволит найти оптимальные пути удовлетворения запросов учащихся и их законных представителей.
ФИО, должность |
Квалификационная категория |
Тема педагогического исследования |
Формы трансляции инновационного педагогического опыта |
Соловей Александр Федорович, директор |
высшая |
Создание развивающей образовательной среды в средней школе для всех участников образовательного процесса посредством внедрения программ СЭО |
Выступление на заседании педагогического совета |
Анастасьева Т.А., заместитель директора по учебной работе |
высшая |
Личностный и профессиональный рост педагогов посредством программ СЭО |
Выступление на заседании педагогического совета |
Афанасьева О.С., педагог-психолог |
высшая |
Использование методов арт-терапии с целью развития социальной и эмоциональной компетенций учащихся |
Выступление на заседании педагогического совета |
Степанова Т.Н., учитель информатики |
высшая |
Развитие социального интеллекта учащихся посредством интерактивных форм работы |
Выступление на семинаре для учителей школы |
Костромина О.А. учитель русского языка |
высшая |
Развитие социально-эмоциональной сферы учащихся на уроках русского языка и литературы |
Выступление на МО |
Савицкая Ж.А., учитель начальных классов |
высшая |
Развитие навыков самоконтроля младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности |
Выступление на МО |
Степаненкова Ю.А., учитель математики |
первая |
Формирование ответственности и активной жизненной позиции учащихся посредством технологии СЭО |
Выступление на МО |
Рахоцкая Л.К., педагог социальный |
высшая |
Применение интерактивных форм работы с учащимися с целью формирования социальной успешности |
Выступление на педсовете |
Власова Н.А., учитель-дефектолог |
первая |
Использование элементов ЛЕГО-технологии для развития социальных и эмоциональных навыков у учащихся с неярко выраженным общим недоразвитием речи |
Выступление на МО |
Малаховская О.С., учитель английского языка |
высшая |
Развитие социально-коммуникативных навыков на уроках английского языка посредством диалога |
Выступление на МО |
Филипенко А.В., учитель географии |
высшая |
Применение приёмов СЭО при изучении географии как средства формирования универсальных компетенций учащихся |
Выступление на МО |
Зайцева Е.Н., учитель биологии |
высшая |
Обучение через исследование как средство успешного взаимодействия учащихся |
Выступление на МО |
Рыбакова Е.С., учитель английского языка |
первая |
Развитие ученического самоуправления посредством вовлечения учащихся в различные виды деятельности |
Выступление на МО |
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Инструктивно - методическое совещание по изучению нормативных правовых документов, регламентирующих инновационную деятельность, материалов сайта АПО (раздел «Педагогические инновации») |
август 2021 г. |
Заместитель директора по учебной работе Анастасьева Т.А. |
2. |
Педагогический совет «Особенности организации образовательного процесса, обусловленного реализацией инновационного проекта в 2020/2021 учебном году» |
август 2021 г. |
Директор школы Соловей А.Ф. |
3. |
Издание приказа «Об организации инновационной деятельности в учреждении образования в 2020/2021 учебном году» |
август 2021 г. |
Директор школы Соловей А.Ф |
4. |
Организация работы творческой группы участников инновационного проекта |
сентябрь 2021 г. |
Заместитель директора по учебной работе Анастасьева Т.А. |
5. |
Организация работы по самообразованию педагогов |
сентябрь 2021 г. |
Заместитель директора по учебной работе Анастасьева Т.А. |
6. |
Составление программы психологического сопровождения инновационного проекта |
сентябрь 2021 г. |
Педагог-психолог Афанасьева О.С. |
Краснова Татьяна Ивановна, профессор кафедры философии и методологии университетского образования государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы», кандидат психологических наук, доцент, 8(0172) 222-83-13, e-mail: tikrasnova@yandex.ru.
Реут Вероника Геннадьевна, начальник отдела социологии образования и повышения квалификации, государственное учреждение образования «Академия последипломного образования», кандидат социологических наук, доцент, 8(017)2857847, e-mail: reut_veronika72@mail.ru;
Семашко Оксана Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики и менеджмента образования государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» 8(017)2857833, e-mail: semok@tut.by