Отдел по образованию администрации Октябрьского района г.Могилева
Государственное учреждение образования"Средняя школа № 39 г.Могилева"
Цели проекта в 2021/2022 учебном году
– практическая апробация экспериментальной учебной программы подготовки учащихся ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, по рабочей профессии «Наладка аппаратного и программного обеспечения» в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» на базе ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши» и ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши»;
– практическая апробация учебной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся Х–ХІ(ХІІ) классов учреждений общего среднего и специального образования в рамках часов трудового обучения по профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» 5-го разряда (утверждена Экспертным советом УО РИПО протокол №2 от 27.05.2021) для подготовки учащихся Х классов по профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» 5-го разряда в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» на базе ГУО «Средняя школа №17 г. Орши» Витебской области, ГУО «Средняя школа №20 г. Орши» Витебской области, ГУО «Лопатинская средняя школа» Гомельской области, ГУО «Головинская средняя школа» Гомельской области, ГУО «Вороновская средняя школа» Гродненской области, ГУО «Средняя школа №10 г. Пинска» Брестской области, ГУО «Средняя школа №39 г. Могилева» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №20 г. Могилева» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №2 г. Мстиславля» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №1 г. Горки» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №3 г. Климовичи» Могилевской области, ГУО «Средняя школа № 31 г. Бобруйска» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №34 г. Бобруйска» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №1 г. Солигорска» Минской области, ГУО «Средняя школа № 130 г. Минска имени Рут Уоллер» и ГУО «Средняя школа № 51 г. Минска».
Описание структуры и содержания апробируемой экспериментальной модели в 2021/2022 учебном году:
В 2020/2021 учебном году была начата апробация экспериментальной учебной программы подготовки учащихся Х классов по профессии «Наладка аппаратного и программного обеспечения» с использованием дистанционных образовательных технологий. Активно применялась на практике образовательная технология смешанного обучения, которая предполагает совмещение обучения с участием учителя и электронного контента, учебный процесс строится по принципу чередования фаз традиционного и электронного обучения при этом активно используются ИКТ.
Обучение в рамках экспериментального проекта предполагает взаимодействие учащихся с учителем-тьютором и интернет-преподавателем. Очные занятия по рабочей профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» с учащимися Х классов проводилось учителями-тьюторами, которые следили за ходом усвоения материала, консультировали обучающихся, поддерживали их заинтересованность в обучении, помогали школьникам получить максимальную отдачу от учебы. Эта функция была возложена на учителей ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши» и ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши», на базе которых реализуется экспериментальный проект.
Представитель БГУИР выполнял функции интернет-преподавателя и сопровождал учащихся и учителей-тьюторов в образовательном процессе путем проведения консультаций, оказания разного рода помощи, технической поддержки. Взаимодействие осуществлялось посредством онлайн-трансляций, мессенджеров, e-mail, форумов, компьютерных конференций и т.д.
В процессе обучения использовался разработанный при выполнении одного из предыдущих этапов экспериментального проекта дистанционный курс «Основы компьютерной техники», который размещен в системе электронного обучения БГУИР.
Курс состоит из образовательных модулей и содержит учебный материал, задания для его закрепления и контроля. Учебный материал представлен в формате видеоуроков и текстовых документов, которые дополняют друг друга. После каждой темы предложены задания для закрепления теоретических знаний и выработки умений и навыков. Каждый модуль заканчивается контрольным тестом. По всему материалу курса предусмотрен итоговый тест.
Выбранная образовательная технология показала свою эффективность. Подходы, применяемые в процессе реализации экспериментального проекта, хорошо зарекомендовали себя на практике. Однако в ходе работы были выявлены некоторые несовершенства при распределении материала, предусмотренного для изучения в Х и ХІ классах. На основании рекомендаций, подготовленных учителями-тьюторами, в экспериментальную учебную программу подготовки учащихся по профессии «Наладка аппаратного и программного обеспечения» были внесены изменения, в результате которых некоторые из тем, предложенных для изучения в Х классе, были перенесены в программу ХІ класса и наоборот.
Была разработана учебно-программная документация по образовательной программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся Х–ХІ(ХІІ) классов учреждений общего среднего и специального образования в рамках часов трудового обучения по профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» 5-го разряда (утверждена Экспертным советом УО РИПО протокол №2 от 27.05.2021).
Обучение учащихся Х классов учреждений образования, которые присоединяются к реализации экспериментального проекта в 2021/2022 учебном году, будет осуществляться в соответствии с данной учебной программой. Учащиеся ХІ классов, обучение которых осуществляется на базе ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши» и ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши» в текущем учебном году продолжат подготовку в соответствии с первоначальным вариантом учебной программы.
Задачи экспериментальной деятельности в 2021/2022 учебном году:
Апробация содержания экспериментальной учебной программы подготовки учащихся ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, по рабочей профессии «Наладка аппаратного и программного обеспечения» в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» на базе ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши» и ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши».
Проведение итоговой аттестации учащихся ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, по рабочей профессии «Наладка аппаратного и программного обеспечения» в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» на базе ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши» и ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши».
Апробация содержания учебной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся Х–ХІ(ХІІ) классов учреждений общего среднего и специального образования в рамках часов трудового обучения по профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» 5-го разряда (утверждена Экспертным советом УО РИПО протокол №2 от 27.05.2021) для подготовки учащихся Х классов по профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» 5-го разряда в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» на базе ГУО, которые присоединились к реализации экспериментального проекта в 2021/2022 учебном год.
Содействие профессиональному самоопределению учащихся, выбору профиля их дальнейшего обучения путем обеспечения условий для сопоставления учащимися своих способностей, интересов и склонностей с требованиями профессиональной деятельности; формирование представлений об особенностях работы в IT-сфере в процессе освоения профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения».
Проведение мониторинга результатов учебной деятельности учащихся, их удовлетворенности качеством и организацией процесса обучения, регулирование применяемых подходов на основе предварительной оценки результатов.
Актуализация и корректировка нормативного, учебно-программного, учебно-методического обеспечения экспериментального проекта в соответствии с потребностями, возникающими в процессе его реализации.
Гипотеза:
Предполагается, что подготовка учащихся по рабочей профессии «Наладка аппаратного и программного обеспечения» помимо формирования профессиональных знаний, умений и навыков позволит создать условия для формирования мотивированного интереса не только к осваиваемой профессии, но и в целом к профессиям IT-отрасли, а также будет способствовать осуществлению профессионального самоопределения обучающихся, повысит эффективность обучения и уровень мотивированности учащихся.
Участники экспериментальной деятельности: педагогические коллективы УО «БГУИР», УО «РИПО», ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши» Витебской области, ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши» Витебской области, ГУО «Лопатинская средняя школа» Гомельской области, ГУО «Головинская средняя школа» Гомельской области, ГУО «Вороновская средняя школа» Гродненской области, ГУО «Средняя школа №10 г. Пинска» Брестской области, ГУО «Средняя школа №39 г. Могилева» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №20 г. Могилева» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №2 г. Мстиславля» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №1 г. Горки» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №3 г. Климовичи» Могилевской области, ГУО «Средняя школа № 31 г. Бобруйска» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №34 г. Бобруйска» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №1 г. Солигорска» Минской области, ГУО «Средняя школа № 130 г. Минска имени Рут Уоллер» и ГУО «Средняя школа № 51 г. Минска», учащиеся Х–ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.
Кадровое и материально-техническое обеспечение экспериментальной деятельности:
– руководители проекта: ректор учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», доктор физико-математических наук, профессор; ректор учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования», кандидат педагогических наук, доцент;
– работники БГУИР: директор Института информационных технологий БГУИР, кандидат технических наук, доцент; заместитель директора Института информационных технологий БГУИР по учебной работе, кандидат педагогических наук, и. о. декана факультета компьютерных технологий ИИТ БГУИР, заместитель декана факультета повышения квалификации и переподготовки ИИТ БГУИР, методист сектора научно-методической работы учебно-методического отдела ИИТ БГУИР, техник отдела технического и информационного сопровождения ИИТ БГУИР, начальник Центра развития дистанционного образования БГУИР, заместитель директора Центра информатизации и инновационных разработок БГУИР;
– первый проректор УО «РИПО», кандидат педагогических наук, доцент;
– руководители экспериментальных площадок: директор ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши» Витебской области, директор ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши» Витебской области, директор ГУО «Лопатинская средняя школа» Гомельской области, директор ГУО «Головинская средняя школа» Гомельской области, директор ГУО «Вороновская средняя школа» Гродненской области, директор ГУО «Средняя школа №10 г. Пинска» Брестской области, директор ГУО «Средняя школа №39 г. Могилева» Могилевской области, директор ГУО «Средняя школа №20 г. Могилева» Могилевской области, директор ГУО «Средняя школа №2 г. Мстиславля» Могилевской области, директор ГУО «Средняя школа №1 г. Горки» Могилевской области, директор ГУО «Средняя школа №3 г. Климовичи» Могилевской области, директор ГУО «Средняя школа № 31 г. Бобруйска» Могилевской области, директор ГУО «Средняя школа №34 г. Бобруйска» Могилевской области, директор ГУО «Средняя школа №1 г. Солигорска» Минской области, директор ГУО «Средняя школа № 130 г. Минска имени Рут Уоллер», директор ГУО «Средняя школа № 51 г. Минска»;
– начальник центра развития регионального образования УО «МГОИРО»;
– начальник отдела образования Гомельского райисполкома;
– начальник Управления по образованию администрации Ленинского района г. Минска
– начальник управления по образованию Оршанского райисполкома;
– заведующий и методист учебно-методического кабинета управления по образованию Оршанского райисполкома;
– оснащенные необходимым оборудованием учебные кабинеты, лаборатории, учебно-производственные мастерские, библиотека, методический кабинет.
Финансово-экономическое обоснование
Реализация экспериментального проекта осуществляется за счет средств республиканского бюджета и внебюджетных средств ИИТ БГУИР, спонсорской помощи и иных источников в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Название этапа |
Содержание работы (мероприятия) |
Сроки проведения |
Форма представления результатов |
Этап 1 Организационный |
Подготовка информационных и организационно-распорядительных документов, необходимых для реализации экспериментального проекта в 2021/2022учебном году» |
Сентябрь 2021г. |
Приказы ректора об осуществлении экспериментальной деятельности, о безвозмездной передаче ТМЦ и др. |
Разработка календарного плана экспериментальной деятельности в 2021/2022учебном году |
Август–сентябрь 2021г. |
Календарный план экспериментальной деятельности в 2021/2022учебном году |
|
Определение педагогических работников, реализующих экспериментальную образовательную программу по профессии «Наладка аппаратного и программного обеспечения» для учащихся Х классов в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» |
Август–сентябрь 2021г. |
Приказы директоров ГУО, принимающих участие в реализации экспериментального проекта |
|
Формирование списочных составов учащихся групп, для которых организована профессиональная подготовка рабочих (служащих) по профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» |
Август–сентябрь 2021 г. |
Приказы директоров ГУО, принимающих участие в реализации экспериментального проекта |
|
Подключение к системе дистанционного обучения учащихся X классов школ, участвующих в реализации экспериментального проекта |
Сентябрь 2021г. |
Докладная записка, учетные записи учащихся |
|
Этап 2 Практическая реализация |
Проведение учебных занятий в соответствии с экспериментальной учебной программой подготовки учащихся ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, по профессии «Наладка аппаратного и программного обеспечения» в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» в ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши» и ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши» |
Сентябрь 2021– май 2022 |
График образовательного процесса. Расписание учебных занятий |
Проведение учебных занятий в соответствии с экспериментальной учебной программой подготовки учащихся Х классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, по профессии «Наладка аппаратного и программного обеспечения» в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» в ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши» и ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши» |
Сентябрь 2021– май 2022 |
График образовательного процесса. Расписание учебных занятий |
|
Ведение Дневника участника экспериментальной деятельности |
Сентябрь 2021– май 2022 |
Дневники участников экспериментальной деятельности |
|
Проведение текущей аттестации учащихся Х–ХІ классов, осваивающих учебный предмет «Трудовое обучение» по профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» |
Сентябрь 2021– май 2022 |
Классные журналы Х–ХІ классов ГУО, принимающих участие в реализации экспериментального проекта |
|
Проведение промежуточной аттестации учащихся Х классов, осваивающих учебный предмет «Трудовое обучение» по профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» |
Май 2022 |
Классные журналы Х классов ГУО, принимающих участие в реализации экспериментального проекта |
|
Проведение итоговой аттестации учащихся ХІ классов освоивших профессию «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» в рамках учебного предмета «Трудовое обучение», ГУО, принимающих участие в реализации экспериментального проекта |
Май 2022 |
Экзаменационные билеты, заключения достигнутом уровне квалификации, протоколы заседаний квалификационных комиссий |
|
Размещение информации на странице экспериментального проекта и в разделе новости на сайте ИИТ БГУИР |
Сентябрь 2021– май 2022 |
Информационные, нормативные, методические и аналитические материалы по экспериментальной деятельности |
|
Проведение рабочих семинаров совещаний в очном формате и онлайн |
Не реже 1 раза в 3 месяца |
Организационно-распорядительные документы; Дневники участников экспериментальной деятельности |
|
Консультация для педагогов по ведению документации экспериментальной деятельности, обобщению и оформлению результатов экспериментальной деятельности за 2021/2022 учебный год |
Сентябрь 2021– май 2022 |
Дневники участников экспериментальной деятельности |
|
Этап 3 Обобщающий |
Систематизация, анализ и обобщение результатов экспериментальной деятельности в соответствии с критериями и показателями ее эффективности |
Май 2022 г. |
Рабочие материалы участников экспериментального проекта |
Представление руководителям экспериментального проекта материалов экспериментальной деятельности |
Май 2022 г. |
Дневники участников экспериментальной деятельности, итоговые материалы психологического сопровождения |
|
Оформление и представление руководителям экспериментального проекта отчета по результатам промежуточного этапа экспериментальной деятельности |
Апрель–май 2022 г. |
Промежуточный отчет о результатах экспериментальной деятельности |
Критерии |
Показатели |
Наличие информационных, организационно-распорядительных и иных юридических документов, необходимых для реализации экспериментального проекта |
Докладные записки; приказы; договоры и др. |
Наличие учебно-методических материалов, разработанных и/или апробированных в ходе эксперимента |
Учебно-программная документация; календарно-тематическое планирование; учебный контент |
Наличие информационного сопровождения экспериментальной работы |
Отражение результатов экспериментальной деятельности на сайтах учреждений образования, участвующих в экспериментальном проекте; публикации по теме эксперимента в научно-методических журналах; выступления на конференциях с докладами, отражающими ход экспериментальной деятельности; наличие информационно-аналитических материалов по результатам экспериментальной деятельности |
Наличие системы мониторинга, оценивающего различные аспекты образовательно-воспитательного процесса в условиях эксперимента |
Профессиональная компетентность педагогических работников, принимающих участи в экспериментальном проекте; применение современных образовательных технологий; соответствующее материально-техническое обеспечение |
Уровень освоения учащимися материала, предусмотренного экспериментальной учебной программой по учебному предмету «Трудовое обучение» |
Средний балл по результатам промежуточной аттестации учащихся, осваивающих профессию «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» (не ниже 7 баллов) |
Степень удовлетворенности учащихся процессом и итогами обучения |
Степень удовлетворенности учащихся, осваивающих материал, предусмотренный экспериментальной учебной программой по учебному предмету «Трудовое обучение», по результатам анкетирования (не ниже 80 процентов) |