Экпериментальный проект

Календарный план экспериментальной деятельности на 2021/2022 учебный год

Целью проекта является разработка качественно новых подходов в профессиональной ориентации молодежи к освоению профессий IT-отрасли, комплексного подхода к развитию непрерывного IT-образования – от рабочего до инженера.
развернуть

Цели проекта в 2021/2022 учебном году

– практическая апробация экспериментальной учебной программы подготовки учащихся ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, по рабочей профессии «Наладка аппаратного и программного обеспечения» в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» на базе ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши» и ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши»;

– практическая апробация учебной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся Х–ХІ(ХІІ) классов учреждений общего среднего и специального образования в рамках часов трудового обучения по профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» 5-го разряда (утверждена Экспертным советом УО РИПО протокол №2 от 27.05.2021) для подготовки учащихся Х классов по профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» 5-го разряда в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» на базе ГУО «Средняя школа №17 г. Орши» Витебской области, ГУО «Средняя школа №20 г. Орши» Витебской области, ГУО «Лопатинская средняя школа» Гомельской области, ГУО «Головинская средняя школа» Гомельской области, ГУО «Вороновская средняя школа» Гродненской области, ГУО «Средняя школа №10 г. Пинска» Брестской области, ГУО «Средняя школа №39 г. Могилева» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №20 г. Могилева» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №2 г. Мстиславля» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №1 г. Горки» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №3 г. Климовичи» Могилевской области, ГУО «Средняя школа № 31 г. Бобруйска» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №34 г. Бобруйска» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №1 г. Солигорска» Минской области, ГУО «Средняя школа № 130 г. Минска имени Рут Уоллер» и ГУО «Средняя школа № 51 г. Минска».

 

Описание структуры и содержания апробируемой экспериментальной модели в 2021/2022 учебном году:

В 2020/2021 учебном году была начата апробация экспериментальной учебной программы подготовки учащихся Х классов по профессии «Наладка аппаратного и программного обеспечения» с использованием дистанционных образовательных технологий. Активно применялась на практике образовательная технология смешанного обучения, которая предполагает совмещение обучения с участием учителя и электронного контента, учебный процесс строится по принципу чередования фаз традиционного и электронного обучения при этом активно используются ИКТ.

Обучение в рамках экспериментального проекта предполагает взаимодействие учащихся с учителем-тьютором и интернет-преподавателем. Очные занятия по рабочей профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» с учащимися Х классов проводилось учителями-тьюторами, которые следили за ходом усвоения материала, консультировали обучающихся, поддерживали их заинтересованность в обучении, помогали школьникам получить максимальную отдачу от учебы. Эта функция была возложена на учителей ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши» и ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши», на базе которых реализуется экспериментальный проект.

Представитель БГУИР выполнял функции интернет-преподавателя и сопровождал учащихся и учителей-тьюторов в образовательном процессе путем проведения консультаций, оказания разного рода помощи, технической поддержки. Взаимодействие осуществлялось посредством онлайн-трансляций, мессенджеров, e-mail, форумов, компьютерных конференций и т.д. 

В процессе обучения использовался разработанный при выполнении одного из предыдущих этапов экспериментального проекта дистанционный курс «Основы компьютерной техники», который размещен в системе электронного обучения БГУИР.

Курс состоит из образовательных модулей и содержит учебный материал, задания для его закрепления и контроля. Учебный материал представлен в формате видеоуроков и текстовых документов, которые дополняют друг друга. После каждой темы предложены задания для закрепления теоретических знаний и выработки умений и навыков. Каждый модуль заканчивается контрольным тестом. По всему материалу курса предусмотрен итоговый тест.

Выбранная образовательная технология показала свою эффективность. Подходы, применяемые в процессе реализации экспериментального проекта, хорошо зарекомендовали себя на практике. Однако в ходе работы были выявлены некоторые несовершенства при распределении материала, предусмотренного для изучения в Х и ХІ классах. На основании рекомендаций, подготовленных учителями-тьюторами, в экспериментальную учебную программу подготовки учащихся по профессии «Наладка аппаратного и программного обеспечения» были внесены изменения, в результате которых некоторые из тем, предложенных для изучения в Х классе, были перенесены в программу ХІ класса и наоборот.

Была разработана учебно-программная документация по образовательной программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся Х–ХІ(ХІІ) классов учреждений общего среднего и специального образования в рамках часов трудового обучения по профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» 5-го разряда (утверждена Экспертным советом УО РИПО протокол №2 от 27.05.2021).

Обучение учащихся Х классов учреждений образования, которые присоединяются к реализации экспериментального проекта в 2021/2022 учебном году, будет осуществляться в соответствии с данной учебной программой. Учащиеся ХІ классов, обучение которых осуществляется на базе ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши» и ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши» в текущем учебном году продолжат подготовку в соответствии с первоначальным вариантом учебной программы.

            Задачи экспериментальной деятельности в 2021/2022 учебном году:

Апробация содержания экспериментальной учебной программы подготовки учащихся ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, по рабочей профессии «Наладка аппаратного и программного обеспечения» в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» на базе ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши» и ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши».

Проведение итоговой аттестации учащихся ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, по рабочей профессии «Наладка аппаратного и программного обеспечения» в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» на базе ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши» и ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши».

Апробация содержания учебной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся Х–ХІ(ХІІ) классов учреждений общего среднего и специального образования в рамках часов трудового обучения по профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» 5-го разряда (утверждена Экспертным советом УО РИПО протокол №2 от 27.05.2021) для подготовки учащихся Х классов по профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» 5-го разряда в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» на базе ГУО, которые присоединились к реализации экспериментального проекта в 2021/2022 учебном год.

Содействие профессиональному самоопределению учащихся, выбору профиля их дальнейшего обучения путем обеспечения условий для сопоставления учащимися своих способностей, интересов и склонностей с требованиями профессиональной деятельности; формирование представлений об особенностях работы в IT-сфере в процессе освоения профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения».

Проведение мониторинга результатов учебной деятельности учащихся, их удовлетворенности качеством и организацией процесса обучения, регулирование применяемых подходов на основе предварительной оценки результатов.

Актуализация и корректировка нормативного, учебно-программного, учебно-методического обеспечения экспериментального проекта в соответствии с потребностями, возникающими в процессе его реализации.

Гипотеза:

Предполагается, что подготовка учащихся по рабочей профессии «Наладка аппаратного и программного обеспечения» помимо формирования профессиональных знаний, умений и навыков позволит создать условия для формирования мотивированного интереса не только к осваиваемой профессии, но и в целом к профессиям IT-отрасли, а также будет способствовать осуществлению профессионального самоопределения обучающихся, повысит эффективность обучения и уровень мотивированности учащихся.

Участники экспериментальной деятельности: педагогические коллективы УО «БГУИР», УО «РИПО», ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши» Витебской области, ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши» Витебской области, ГУО «Лопатинская средняя школа» Гомельской области, ГУО «Головинская средняя школа» Гомельской области, ГУО «Вороновская средняя школа» Гродненской области, ГУО «Средняя школа №10 г. Пинска» Брестской области, ГУО «Средняя школа №39 г. Могилева» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №20 г. Могилева» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №2 г. Мстиславля» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №1 г. Горки» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №3 г. Климовичи» Могилевской области, ГУО «Средняя школа № 31 г. Бобруйска» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №34 г. Бобруйска» Могилевской области, ГУО «Средняя школа №1 г. Солигорска» Минской области, ГУО «Средняя школа № 130 г. Минска имени Рут Уоллер» и ГУО «Средняя школа № 51 г. Минска», учащиеся Х–ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.

 

Кадровое и материально-техническое обеспечение экспериментальной деятельности: 

– руководители проекта: ректор учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», доктор физико-математических наук, профессор; ректор учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования», кандидат педагогических наук, доцент; 

– работники БГУИР: директор Института информационных технологий БГУИР, кандидат технических наук, доцент; заместитель директора Института информационных технологий БГУИР по учебной работе, кандидат педагогических наук, и. о. декана факультета компьютерных технологий ИИТ БГУИР, заместитель декана факультета повышения квалификации и переподготовки ИИТ БГУИР, методист сектора научно-методической работы учебно-методического отдела ИИТ БГУИР, техник отдела технического и информационного сопровождения ИИТ БГУИР, начальник Центра развития дистанционного образования БГУИР, заместитель директора Центра информатизации и инновационных разработок БГУИР;

– первый проректор УО «РИПО», кандидат педагогических наук, доцент;

– руководители экспериментальных площадок: директор ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши» Витебской области, директор ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши» Витебской области, директор ГУО «Лопатинская средняя школа» Гомельской области, директор ГУО «Головинская средняя школа» Гомельской области, директор ГУО «Вороновская средняя школа» Гродненской области, директор ГУО «Средняя школа №10 г. Пинска» Брестской области, директор ГУО «Средняя школа №39 г. Могилева» Могилевской области, директор ГУО «Средняя школа №20 г. Могилева» Могилевской области, директор ГУО «Средняя школа №2 г. Мстиславля» Могилевской области, директор ГУО «Средняя школа №1 г. Горки» Могилевской области, директор ГУО «Средняя школа №3 г. Климовичи» Могилевской области, директор ГУО «Средняя школа № 31 г. Бобруйска» Могилевской области, директор ГУО «Средняя школа №34 г. Бобруйска» Могилевской области, директор ГУО «Средняя школа №1 г. Солигорска» Минской области, директор ГУО «Средняя школа № 130 г. Минска имени Рут Уоллер», директор ГУО «Средняя школа № 51 г. Минска»;

– начальник центра развития регионального образования УО «МГОИРО»;

– начальник отдела образования Гомельского райисполкома;

– начальник Управления по образованию администрации Ленинского района г. Минска

– начальник управления по образованию Оршанского райисполкома;

– заведующий и методист учебно-методического кабинета управления по образованию Оршанского райисполкома;

– оснащенные необходимым оборудованием учебные кабинеты, лаборатории, учебно-производственные мастерские, библиотека, методический кабинет.

Финансово-экономическое обоснование

Реализация экспериментального проекта осуществляется за счет средств республиканского бюджета и внебюджетных средств ИИТ БГУИР, спонсорской помощи и иных источников в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

свернуть

Содержание работы в 2021/2022 учебном году

Название этапа

Содержание работы (мероприятия)

Сроки проведения

Форма представления результатов

Этап 1

Организационный

Подготовка информационных и организационно-распорядительных документов, необходимых для реализации экспериментального проекта в 2021/2022учебном году»

Сентябрь 2021г.

Приказы ректора об осуществлении экспериментальной деятельности, о безвозмездной передаче ТМЦ и др.

Разработка календарного плана экспериментальной деятельности в 2021/2022учебном году

Август–сентябрь 2021г.

Календарный план экспериментальной деятельности в 2021/2022учебном году

Определение педагогических работников, реализующих экспериментальную образовательную программу по профессии «Наладка аппаратного и программного обеспечения» для учащихся Х классов в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»

Август–сентябрь 2021г.

Приказы директоров ГУО, принимающих участие в реализации экспериментального проекта

Формирование списочных составов учащихся групп, для которых организована профессиональная подготовка рабочих (служащих) по профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» 

Август–сентябрь 2021 г.

Приказы директоров ГУО, принимающих участие в реализации экспериментального проекта

Подключение к системе дистанционного обучения учащихся X классов школ, участвующих в реализации экспериментального проекта

Сентябрь 2021г.

Докладная записка, 

учетные записи учащихся

Этап 2

Практическая реализация

Проведение учебных занятий в соответствии с экспериментальной учебной программой подготовки учащихся ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, по профессии «Наладка аппаратного и программного обеспечения» в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» в ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши» и ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши»

Сентябрь 2021– май 2022

График образовательного процесса. Расписание учебных занятий

Проведение учебных занятий в соответствии с экспериментальной учебной программой подготовки учащихся Х классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, по профессии «Наладка аппаратного и программного обеспечения» в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» в ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши» и ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши»

Сентябрь 2021– май 2022

График образовательного процесса. Расписание учебных занятий

Ведение Дневника участника экспериментальной деятельности

Сентябрь 2021– май 2022

Дневники участников экспериментальной деятельности

Проведение текущей аттестации учащихся Х–ХІ классов, осваивающих учебный предмет «Трудовое обучение» по профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» 

Сентябрь 2021– май 2022

Классные журналы Х–ХІ классов ГУО, принимающих участие в реализации экспериментального проекта

Проведение промежуточной аттестации учащихся Х классов, осваивающих учебный предмет «Трудовое обучение» по профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» 

Май 2022

Классные журналы Х классов ГУО, принимающих участие в реализации экспериментального проекта

Проведение итоговой аттестации учащихся ХІ классов освоивших профессию «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» в рамках учебного предмета «Трудовое обучение», ГУО, принимающих участие в реализации экспериментального проекта

Май 2022

Экзаменационные билеты, заключения достигнутом уровне квалификации, протоколы заседаний квалификационных комиссий

Размещение информации на странице экспериментального проекта и в разделе новости на сайте ИИТ БГУИР

Сентябрь 2021– май 2022

Информационные, нормативные, методические и аналитические материалы по экспериментальной деятельности

Проведение рабочих семинаров совещаний в очном формате и онлайн

Не реже 1 раза в 3 месяца

Организационно-распорядительные документы;

Дневники участников экспериментальной деятельности

Консультация для педагогов по ведению документации экспериментальной  деятельности, обобщению и оформлению результатов экспериментальной деятельности за 2021/2022 учебный год

Сентябрь 2021– май 2022

Дневники участников экспериментальной деятельности

Этап 3 Обобщающий

Систематизация, анализ и обобщение результатов экспериментальной деятельности в соответствии с критериями и показателями ее эффективности

Май 2022 г.

Рабочие материалы участников экспериментального проекта

Представление руководителям экспериментального проекта материалов экспериментальной деятельности 

Май 2022 г.

Дневники участников экспериментальной деятельности, итоговые материалы психологического сопровождения 

Оформление и представление руководителям экспериментального проекта отчета по результатам промежуточного этапа экспериментальной деятельности

Апрель–май 2022 г.

Промежуточный отчет о результатах экспериментальной деятельности

 

свернуть

Критерии и показатели определения эффективности запланированной работы

Критерии

Показатели

Наличие информационных, организационно-распорядительных и иных юридических документов, необходимых для реализации экспериментального проекта

Докладные записки;

приказы;

договоры и др.

Наличие учебно-методических материалов, разработанных и/или апробированных в ходе эксперимента

Учебно-программная документация;

календарно-тематическое планирование;

учебный контент

Наличие информационного сопровождения экспериментальной работы

Отражение результатов экспериментальной деятельности на сайтах учреждений образования, участвующих в экспериментальном проекте;

публикации по теме эксперимента в научно-методических журналах;

выступления на конференциях с докладами, отражающими ход экспериментальной деятельности;

наличие информационно-аналитических материалов по результатам экспериментальной деятельности

Наличие системы мониторинга, оценивающего различные аспекты образовательно-воспитательного процесса в условиях эксперимента

Профессиональная компетентность педагогических работников, принимающих участи в экспериментальном проекте;

применение современных образовательных технологий;

соответствующее материально-техническое обеспечение

Уровень освоения учащимися материала, предусмотренного экспериментальной учебной программой по учебному предмету «Трудовое обучение»

Средний балл по результатам промежуточной аттестации учащихся, осваивающих профессию «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» (не ниже 7 баллов)

Степень удовлетворенности учащихся процессом и итогами обучения

Степень удовлетворенности учащихся, осваивающих материал, предусмотренный экспериментальной учебной программой по учебному предмету «Трудовое обучение», по результатам анкетирования (не ниже 80 процентов)

свернуть

Экспериментальная группа

по реализации экспериментального проекта «Апробация модели реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках трудового обучения по IT-профессиям для учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования с использованием дистанционных образовательных технологий»
развернуть
  • Соловей А.Ф., директор школы – общее руководство проектом;
  • Анастасьева Т.А., заместитель директора по учебной работе – организационно-методическое, учебно-методическое, информационное обеспечение инновационной деятельности;
  • Афанасьева О.С., педагог-психолог, – психолого-педагогическое сопровождение работы с участниками инновационного проекта, в том числе с педагогами по внедрению инновационного педагогического опыта в их деятельность;
  • Степанова Т.Н., учитель информатики, – организация работы по информатизации учреждения образования, направленная на создание оптимальных условий для реализации проекта и информационно-коммуникативной поддержки педагогов.

 

свернуть