Отдел по образованию администрации Октябрьского района г.Могилева
Государственное учреждение образования"Средняя школа № 39 г.Могилева"
Невозможно назвать точную дату, когда изделие впервые появилось. Существует бесчисленное количество легенд относительно происхождения куклы.
Тряпичные фигурки встречались еще у славян Древней Руси, причем они участвовали во многих обрядах и ритуалах. Без куклы не проводили свадебные и похоронные церемонии. Вместе с ним начинали посевные работы, игрушки брали на рыбалку или охоту.
Куколку, наполненную гречихой, использовали как подушку для новорожденного младенца. Ведь не секрет, что эта крупа обладает успокаивающими свойствами. Каждая игрушка имела большое количество нарядов, их меняли в зависимости от праздника. Этот ритуал символизировал достаток семьи.
В зимний период тряпичная кукла наряжалась в одеяния светлых оттенков с меховой оторочкой. На Масленицу их облачали в яркую одежду, подбирали приготовленные с лета головные уборы. Фигурка считалась неприкасаемым оберегом. С ней часто играли детишки, наполняя теплотой, здоровьем и энергией.
Если кукла повреждалась, ее внутренности собирали и хранили до наступления теплоты. Как только весеннее солнышко радовало землю, «прах» игрушки высевали в почву, где пасли скот. Если верить легендам, животные после этого лучше доились, а молоко приобретало целебные свойства. Поврежденную куколку заполняли новыми семенами.
Когда приезжают сваты родители невесты выставляли все рукодельные работы дочери, символизирующие ее мастерство и аккуратность. Если смотрины проходили успешно, то спустя неделю после брачной ночи, молодая жена раздаривала игрушки подружкам.Когда маленькая девочка начинала потихоньку учиться топать, ей сразу дарили «подружку». С каждым важным событием, происходящим в жизни барышни, коллекция куколок увеличивалась. Ведь девушки постоянно шили новые игрушки, вплоть до замужества.
Девушки, связанные узами брака, делали куколок в качестве оберега для дома и для супругов, уходящих на войну. Если парень погибал, то игрушку наполняли соломой, одевали в белоснежные наряды и спускали по реке. Человек, случайно наткнувшийся на вещь, должен был поместить ее в гнездо птицы или нору животного.
Чтобы создать куколку использовали кусок материи, оторванный от одежды или тканевого рулона.
Ножницы для этой цели не использовали, поскольку острое лезвие могло лишить изделие целостности. По той же причине отказывались от иголок. Все детали привязывали нитками или закрепляли узелками.
Казалось бы, такая ненадежная конструкция распадется после первой игры. Но куклы существовали на протяжении десятков лет. Многие семьи имели родовые фигурки, которые передавали от старшего поколения младшему.
На лице куколок не изображали глаза, губы, нос. Делали это по двум причинам. Во-первых, в доме не нужны были лишние свидетели семейных ссор и тайных бесед. Ведь через очи или уста в игрушки могли проникнуть злые духи и принести в избу несчастья.
Во-вторых, неудачное нарисованное лицо, способно испортить характер куклы. Гримасы люди придумывали самостоятельно, в зависимости от ситуации. Конечно, в наши дни это кажется немного странным, но попробуйте побеседовать с безликой «барышней», и все поймете.
Куклам не давали имен, считая, что подобным образом можно навлечь невзгоды на человека – тёзку. Этим обстоятельством часто пользовались злые ведьмы. Они нарекали игрушку именем врага и проводили над ней разные ритуалы.
Почему среди тряпичных кукол так мало мужчин? Это вовсе не означает пренебрежительное отношение к представителям сильной половины человечества. Если забраться в самые дебри истории, то можно понять, что пышность и мягкость куколки крепится на жесткой основе из палочек. Иными словами, в каждой игрушке имелась мужская суть, скрытая глубоко внутри.
Чаще всего мастерицы выбирали:
Наибольшим спросом пользовались игрушки, которые своим внешним видом отражали культурные ценности той или местности.
Каждая из групп включает десятки куколок, отличающихся устройством. Предназначение игрушки определяло ее дальнейшую жизнь, оно практически никогда не менялось и в исключительных случаях комбинировалось.
Например, обрядовыми фигурками нельзя играть, так же, как игровые изделия не участвовали в ритуалах. А вот оберег иногда давали в руки детворе. Чаще всего это были куколки-лекари, наполненные высушенными целебными травами.
Игровые детские куклы
Собирали для малышей, которые любили проводить время с забавными игрушками. Для их создания использовали натуральное сырье, безвредное для детского организма: трава, мох, древесный уголь и т.д. Одновременно вещь выполняла функцию оберега, защищая дитя от злых духов.
Традиционные куколки, предназначенные для малышей, имели разные названия:
Они предназначались для проведения ритуалов, иногда фигурками играли детишки.
Их было огромное количество:
В основе изделия скрученная сварга, символизирующая движение. Получается в результате скручивания и свивания глины. Вместо лица фигурка носит изображение распятия, что свидетельствует о ее пребывании за пределами времени.
Для изготовления мотанки не используют острые предметы, материалы берут натурального происхождения. При создании куклы запрещено завязывать узелки. Единственное исключение делается для небольшого узла в конце, который символизирует пуповину. В процессе завязывания мастерица загадывала желание.
В некоторых случаях отдельно делали руки и крепили их к телу. Одеяние и головной имели определенное значение:
Все детали и аксессуары делали отдельно, а затем приматывали к телу. Наши предки верили, что если человек взялся за изготовление игрушки, то должен довести дело до конца. В противном случае на его голову обрушатся несчастья.
Кукла «десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. Туловище изготавливали из белой скрученной ткани, ручки из красной. Перевязывали красной нитью.
Русская многоручка зовётся Десятиручка, но она делается девушками, которые садятся за приданое. Десятиручка — это обрядовая многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным.
На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась.
Делалась такая кукла на посиделках на Филлипов день (27 ноября) по окончании полевых работ, сразу перед тем как вплотную заняться рукоделием зимними днями и вечерами. — Её дарили хозяйке для помощи во всех делах. Это обрядовая кукла, и делали её (также как дарили) на Филиппов день (Макоши день), 27 ноября. Филипповка же хранится в течение всего года. Можно повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе. Шестирукая кукла, помощница по хозяйству, хранительница порядка. Помогает женщине справляться с множеством дел, распределять свои силы, чтобы в доме были чистота, порядок, уют и лад.
на котором завязывались платок и тряпица подобно спеленатому младенцу. Игрушка готова.
Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней. Весною их сжигали.
Делалась она из ношеных вещей матери, без использования ножниц и иглы. Для того чтобы жизнь ребенка была не «резаная и не колотая». До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Вепсы — люди непростые. Их осталось немного, но их традиция жива. Старинный обряд поэтапного изготовления такой куклы: в каждую деталь — в руку правую, в руку левую, в голову, в узелки — вкладывается часть образа, которые потом соединяются в единую картину. Такую куклу делают для человека, которому нелегко. Ведь вепсская кукла, напоминающая матушку-кормилицу, является образом материнской заботы, женской защиты и любви. Взрослым вепсская кукла помогала поверить в себя, успокоиться, почувствовать себя защищенным, как в детстве под маминым крылом.
ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и делали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок” был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Изготавливали его из одного лоскута.
бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белойтканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.
хозяйка дома делала куклу «зернушку». Делали ее после сбора урожая. В основе куклы — мешочек с зернами, собранными с поля. Всю зиму кукла притягивала в дом благополучие и сытость, дети играли ею наполняя своей силой любви и радости, затем весной зерна доставали и смешивали с другим посевным, урожаи получали всегда хорошие. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.
Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.
мятой, мелиссой, чабрецом и др. Древнейший способ наполнить дом чудесными ароматами. Действует успокаивающе или бодряще. Эта кукла изготавливается без иголки. В льняную или хлопчатобумажную ткань накладывали травы, собранные во время весенних праздников, затем края присобирались и туго наматывались ниткой. Сверху привязывалась головка куколки и платочек, повязывался фартук. Берегиня сна»(Кубышка травница) с полезными травами (шалфеем, мятой, мелиссой) оберегала сон ребенка.
и «куклы-куватки» предназначались для самых маленьких, их развешивали над колыбелькой. Расплачется ребенок на помощь приходила кукла «Утешница», обвешанная сладостями. А уж не дай бог заболеет, принималась мать мастерить «Сударушку», закручивает да приговаривает: «Бабушка-сударушка, помоги моей доченьке.
Купало отражал мужскую энергию, образ мужчины на земле и солнышка летнего Купало одновременно. Купалинка это женская водная энергия, олицетворение матери-земли. Кукол выполняли из трав, соломы, льна, тканей. Мужчины изготавливали Купалу, а женщины Купалинку. В некоторых источниках описывают сжигание кукол во время купальского костра. Но чаще разбирали на пучки соломки и брали в свои сады в виде оберегов.
была хранительницей достатка и благополучия в доме. На пояс привязывали младенчиков, так как богатство Рода в его продолжении, а значит в детках. В узелки вкладывали шерсть, зерно, копеечку — чтобы было тепло в доме, у овец нарастала шерсть, чтобы денежка не перевелась и хлеб-соль. Куклу вешали повыше и в чужие руки не давали. Выполнялась без иглы, как обережная кукла.
Мастерица всегда помощницу свою Макошь украшала всем, что используется в рукоделии, и лентами и бусинами. Часто делали куклу на крестовине сложенной из двух палочек. Макошь считалась помощницей хозяйки дома, отвечающей за рукоделие, мастерство и женскую долю. Кукла располагалась там, где женщина занималась рукоделием. Одевали куклу в русский народный женский костюм. На руки куклы девушки и женщины навешивали пояса, ленты, кружева, небольшие орудия женского труда: веретено, наперсток, ножнички, коклюшки, подушечку с иголками и т.д. У каждой хозяйки раньше обязательно была кукла-работница Параскева, помогала в домашних хлопотах. Русская женщина часто говорит: — Как много дел, на все рук не хватает! Поэтому у Параскевы могло быть от восьми до шестнадцати рук, в каждой — какая-нибудь хозяйственная утварь.
Кукла была с одной стороны девицей, грудастой, яркой с косой; а с другой стороны матерью с младенцами. Кукла – баба, изображает мать, она уже не так выставляет себя на показ, ее красота больше сохраняется внутри в виде силы любви, направленной на свою семью, детушек.
Двойная кукла – перевертыш.
Кукла оберег сделана из намотанных ниток, или закрученных в жгутик лоскутов. Жгутик складывали вдвое, вставляли волосы сделанные из ниток, перевязывали. Под головой в промежуток вставляли скатанный жгутик – руки. Затем куклу украшали и фартуком и бусами и лентами. С куклой девочка беседы душевные заводила, просила помощи, делилась секретами. Куклу никому не показывали. Исполнялась без ножниц и иглы.
В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя (эту сжигали, а ту, что при себе держали хранили в красном углу избы). Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см, шириной до 1,5 см из любого дерева, кроме ольхи и осины (эти деревья связывались с нечистой силой). У кукол общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Стоят рядом красна девица да добрый молодец, и у них одна общая рука — символ единения, любви.
Завязанные на тесемках узелочки-обереги не давали проникнуть в жилище темным силам. Изготавливали Любаву традиционно без ножниц и иголок. Кукла-мотанка, Берегиня –украинская кукла оберег, на лице у куклы изображали солнечный символ, солярный знак в виде креста. Обережным знаком, имеющим значение жизни, движения, небесной защиты. Кроме того, символ креста образ соединения неба и земли. Одевали берегиню в народную вышитую поневу, юбку, фартук, рубаху. Волосы заплетали, украшали лентами, бусами. Украинская кукла содержит множество сакральных космогонических значений, которые были сформированы еще в трипольскую эпоху. Так, в основе своей головы она имеет скрученную сваргу, которая является основным мотивом на трипольских глиняных изделиях. Сварга символизирует движение Вселенной. Слово «развитие» содержит образ витка. Процесс сматывания куклы напоминает спиралевидное движение Вселенной, будто закручиваются энергетические вихри. Скручивание передает образ слоистого устройства тонких тел человека. Вообще завивание – это действие, которое соотносится с зарождением, ростом, связано с сотворением мира («вихрь», «повитуха», «сповивати», и мн.др.). Глаза на кукле не изображались, чтобы не произошло отождествление с живым существом. Люди верили, что в глаза может влететь душа. Крест на лице куклы как бы свидетельствует о пребывании её за пределами пространства и времени, поэтому она является архетипом, образом Великой Богини, проводником её силы. Это и делает её сакральной. Обозначенные же черты лица как бы навязывают определенный образ, загоняют в рамки и этим делают её обыденной игрушкой. Ведь за крестоподобным личиком можно увидеть образ в соответствии со своим внутренним миром. Готовый же образ может не соответствовать энергетике человека, для которого создается кукла, из-за чего человек может не воспринять куклу как отражение своего внутреннего мира, и тогда кукла не станет оберегом, а будет восприниматься как независимое существо, живущее отдельно от хозяина. А суть куклы – в энергообмене со своим хозяином. Крест в круге – это знак Даждьбога, то есть символ, который несет в себе солнечную энергетику. А наши предки звали себя «внуками Даждьбожьими». Крест является символом гармонизации духовного (вертикальная линия) и телесного горизонтальная линия), аналогично небесного и земного, мужского и женского начал.
Считается, что Спиридон-Солнцеворот поворотом колеса может изменить жизнь в нужную сторону.
В руках перед собой держит колесо, изображающее солнце.
Солнце дает нам возможность существовать и действовать. Питает светом все живое. Наделяет нас такими качествами: ответственность и пунктуальность (Солнце светит для всех одинаково и восходит всегда вовремя). Там, где есть ответственность – будет процветание.
Отвечает за порядок, карьерный рост, лидерские качества, Здоровье Жизнерадостность. Счастье.
Спиридон Солнцеворот Мужчине помогает управлять (править) делами, хозяйством, бизнесом ит.д. Куклу дарят мужчине для умелого ведения дел и перемен в жизни.
Спиридона желательно поставить на видном для хозяина месте в доме. (возле рабочего места или на восточной стороне) Кукла могла быть изготовлена из лыка (пропаренные волокна липового луба. Лыко выделяет фитонциды, что способствует очищению воздуха в доме.
Это образная модель Вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. «Мировое древо», как обереговые куклы, изготавливается без использования иголки, чтобы счастье не зашить. Мировое Древо украшало свадебный пирог, середину которого с куклой-оберегом получали молодые. Важно, чтобы куколки смотрели глаза в глаза. После свадьбы Мировое древо занимало почётное место в избе рядом с другими хранимыми в крестьянских семьях куклами. Кукла Роща — символ и оберег семьи, единство соединившихся родов, где корни — это предки, а ветви — новая семья и её потомки. Оберег новой семьи, ведь при разладе, если возникла мысль разойтись, понимаешь: отломишь от рогатины сучок — обратно не вернёшь, и целого уже никогда не будет. Кукла делается на рогатине: это слияние воедино двух судеб, двух родов (ведь эта кукла — ещё и родовое древо), становящихся единым целым, более крепким, чем отдельные веточки. Втыкание рогатины в каравай — это образно растущее из земли дерево, и молодым вместе нужно будет возделывать землю — жизнь, растить урожай — деток.
Делали пасхальных кукол к весеннему равноденствию к середине марта (Вербному воскресенью, за неделю до Пасхи), ставили на стол между пасхальными дарами. На Вербное воскресенье устраивались вербные базары, дарили друг другу игрушки: льняные — чтобы лен уродился, тряпичные нарядные, самых ярких красок — чтобы нарядов было много. Древние славянские символы адаптировали к новым условиям, и они продолжали свою жизнь в христианских обрядах. Куклу Березку (Она же Зима, Масленица, Морена) топили в реке на Троицын день. Бывало, понравится девице парень, а он на нее не глядит — тут без куклы Устиньи не обойтись. Раз в год — под Рождество, на Святки, девица делала лыковую куклу с большой грудью и вешала ее на дверную ручку или подбрасывала в сени к парню с записочкой: «Иван, не заморозь Марью!» Часто кукла помогала. Полезные куклы сопровождали человека всю жизнь. Они обязательно были в избе, без них не обходились обряды инициации (посвящение в разряд взрослых), свадьбы, считалось, что они защищали от злых сил, принимали на себя болезни.
иногда с узелком изготавливалась ребенком получившим подарок от кого-то из родных или знакомых. Делалось это для того, что бы ребенок учился не только принимать, но и отдавать, в данном случае благодарность переходила в творческое усердие, что еще способствовало развитию умений.
в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели они и второе значение. С рождением ребенка в семье пара неразлучная свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. Они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы.
Люди обращались к добрым богам с просьбами о хорошем урожае, дожде, исцелении, защите от сглаза, темных сил. Куклы выступали в роли надежного помощника и оберега человека. Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол-закруток (кукол-мотанок). Они служили оберегами жилища, детей, сна, хозяйства, имели культовое, обрядовое назначение и в то же время были самыми распространенными детскими игрушками. Делали их из одежды близких родственников. Куклам никогда не рисовали лицо. Именно через лицо в куклу вселяется душа. А душа может быть не обязательно добрая. Безликую куклу мастерили в зависимости от жизненной ситуации и никогда не выбрасывали.
Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что – то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели своё название. Первая кукла – «простоволосая». Вторая – “кукла с косой’’. Третья – “молодуха’’. Четвёртая – “кукла нарядная’’, она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.
Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом.
Веснянка, Веснушка – обрядовая веселая и задорная кукла скрутка. Выполнялась из двух скрученных лоскутков, с использованием ярких цветных ниток для волос. На крестовине из свежих палочек, можно было изготовить Веснушку. На «Веснянки», в весеннее равноденствие девушки делали этих кукол, показывали друг дружке, и с ними вместе весну — красну зазывали. Пестрых куколок дарили подружкам или другу с пожеланием молодости, здоровья, цветения. Иногда, соломенных кукол во время гуляний и разжигания костров сжигали.