Направление 4. Обращение с отходами

В настоящее время на каждого из жителей нашей планеты приходится в среднем около 1т мусора в год. Все большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов, так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты. Американский ученый А. Теллер говорил: «Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них еще не использованные источники сырья».

Роль школ в решении проблемы отходов может быть очень значительной. Уменьшая количество отходов, школы показывают пример всему населённому пункту. Вовлечение школьников в уменьшение количества и правильное обращение с отходами внутри школы позволит им выработать положительную привычку, которая может быть перенесена на отходы, образующиеся дома или в других местах.

Направление проекта «Зелёная школа» включает в себя изучение состава образующихся отходов в школе и дома,  их источников образования, а также разработку плана действий по минимизации объемов образования отходов.

В работу по данному направлению были вовлечены учащиеся 6-7,9  классов  и их родители.

Цель работы: Вовлечение школьников в уменьшение и правильное обращение с отходами в школе и дома.

Задачи:

 - провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов;

- разработать план действий по минимизации объемов образования отходов, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья;

- провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях;

- разработать семейные памятки по минимизации отходов.

Общее количество участников – 464 человека (педагоги, учащиеся 1-11-х классов и их родители)

 

Задание 4.1 Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования

 

Цель: организовать деятельность учащихся школы, направленную на изучение состава образующихся в школе отходов и анализа источников их образования.

Задачи:

включить обучающихся школы в работу по изучению состава образующихся в школе отходов;

проанализировать, какие бытовые отходы попадают в мусорную корзину в школьных помещениях;

определить фракционный состав отходов;

определить вес фракций и процентный состав отходов, образующихся за 1 день;

отобразить состав бытовых отходов школы в сводной таблице;

акцентировать внимание на проблемах, возникающих с увеличением количества отходов, совместно с учащимися найти возможные варианты их решения.

Период выполнения: сентябрь 2019 года

Участники: 32 человека (педагоги, учащиеся 6-х классов).

Помещения, в которых проводилось исследование: учебные кабинеты, столовая, кабинеты технического и обслуживающего труда.

Анализ результатов исследования за 1 день

Фракции отходов, которые были найдены в результате исследования

Вес отходов, граммы

Удельный вес, %

Учебные кабинеты

Столовая

Кабинеты технического и обслужи-вающего труда

Пищевые отходы

5000

10000

-

49

Бумага, картон

3000

4000

500

25

Пластмассы

1000

2000

-

10

Растительные отходы

400

-

-

1,3

Металлы

-

500

-

1,6

Стекло

-

1000

-

3,2

Текстиль

-

-

600

2

Стружка древесная

-

-

1200

3.9

Другие отходы

300

400

600

4

Общее количество мусора

9700

17900

2900

100

Всего

30500

100

 

1

Основными источниками отходов, образующихся в школе, являются:

  1. Упаковочные материалы из бумаги и полимеров от чипсов, конфет, печенья, соков, кукурузных палочек и т.д.
  2. Пластиковые бутылки от напитков,  упаковки от йогурта,  ручки, поломанные линейки, обложки от книг и тетрадей и т.д.
  3. Листы из тетрадей, исписанные тетради, картон, картонные коробки, исписанные альбомные листы.
  4. Пищевые отходы (огрызки яблок, груш, кожура апельсинов, мандаринов, бананов).
  5. Растительные отходы (листья и цветы комнатных растений).
  6. Металлы (консервные банки металлические).
  7. Стекло (стеклянные банки от пищевых продуктов, разбитая посуда).
  8. Текстиль (обрезки ткани).
  9. Стружка древесная.

 

2

 

Задание 4.2. Разработать план действий по минимизации объёмов образования отходов в школе,  раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья

 

Цель: вовлечь  учащихся в процесс  уменьшения и  правильного обращения с  отходами внутри школы.

Задачи:

- на основании полученных данных предложить план мероприятий по сокращению образования и рациональному использованию отходов на территории школы;

- план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении образования довести до сведения учащихся, педагогов, технического персонала, родителей учащихся.

Дата выполнения: сентябрь 2019 года

 Участники: 42 учащихся 9-х классов

1.

Ананьев Станислав Алексеевич

2.

Бадретдинов Даниил Владимирович

3.

Гречихо Кирилл Владимирович

4.

Демьянков Станислав Петрович

5.

Зенько Арина Алексеевна

6.

Иванцова Кристина Алексеевна

7.

Карпеченко Полина Павловна

8.

Кондрашов Матвей Николаевич

9.

Марченко Ксения Игоревна

10.

Мещерякова Владислава Ивановна

11.

Михалева Анна Игоревна

12.

Подлужная Елизавета Дмитриевна

13.

Поляков Вадим Денисович

14.

Пусков Кирилл Константинович

15.

Солоникова Милена Михайловна

16.

Стельмаков Александр Сергеевич

17.

Харкевич Ксения Александровна

18.

Якимов Георгий Игоревич

19.

Яцков Богдан Владимирович

20.

Бабанин Владислав Сергеевич

21.

Володькина Кристина Александровна

22.

Жукова Дарья Артуровна

23.

Иванова Ангелина Анатольевна

24.

Концеал Ксения Александровна

25.

Костенич Алина Сергеевна

26.

Котельников Владислав Ильич

27.

Лосик Андрей Евгеньевич

28.

Лупоносов Алексей Денисович

29.

Марьина Вероника Андреевна

30.

Мещерякова Кристина Дмитриевна

31.

Петрова Анна Александровна

32.

Радченко Вениамин Витальевич

33.

Сагян Валентина Александровна

34.

Самасадный Максим Александрович

35.

Сидоренко Сергей Андреевич

36.

Сидоренко Эвелина Андреевна

37.

Тарасова Ангелина Олеговна

38.

Фадеева Елизавета  Андреевна

39.

Чупринская Алина Витальевна

40.

Сидоренко Владислав Сергеевич

41.

Суская Алина Андреевна

42.

Хатетовская Дарья Владимировна

 

План действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья на 2019/2020 учебный год

 

п/п

Мероприятие

Выполнение

Ответственные

1

Определить место сбора отходов и вторсырья в школе

сентябрь 2019г.

Заместитель  директора по хозяйственной  части

2

Донести информацию до сведения школьников и родителей о  необходимости минимизации отходов в школе

 

сентябрь

2019 г.

 

Классные руководители

3

Провести классные часы в 1-11 классах на тему «Потребление и вторичная переработка», приуроченные к Международному дню охраны озонового слоя.

 

сентябрь 2019 г.

 

Классные руководители

4

Провести  информационные часы «Доходы из отходов», «Что и как сортировать» (согласно возрасту)

в течение года

Классные руководители

5

Провести акцию «Сдай макулатуру – сохрани дерево»

в течение года

Классные руководители

6

Разработать памятки по минимизации отходов для учащихся, работников школы

апрель 2020 г.

Филипенко А.В.

 

Задание 4.3  Выполнить план действий на год по минимизации отходов в школе?

 

Цель: Анализ изменения ситуации по минимизации отходов в школе и оценка эффективности проводимых мероприятий.

Задачи:

- составить план действий по минимизации отходов в школе, раздельному сбору отходов на 2019/2020 учебный год;

- провести беседы с учащимися на информационных и классных часах о необходимости раздельного сбора отходов;

- выполнить план по сдаче вторсырья на 2019/2020 учебный год;

 

Дата выполнения: сентябрь 2019 - май 2020 года

 

Участники: 296 человек (педагоги, учащиеся 1-11 классов и их родители)

 

Раздельный сбор отходов и сдача вторсырья – это система, при которой отходы разделяются по видам для того, чтобы их можно было переработать и создать из них новые вещи, а не просто выбросить.  В нашем учреждении образования производится сбор следующих видов вторсырья:

  1. Бумага и картон
  2. Стекло
  3. Металл

Результаты работы в данном направлении представлены в таблице.

 

Сбор вторсырья в государственном учреждении образования «Средняя школа №39 г. Могилева»

 

Виды

вторсырья

2019 год

январь - март

2020 год

макулатура

20450 кг

13 720 кг

черный металл

3330 кг

1311 кг

цветной металл

5 кг

5 кг

стекло

460 кг

712 кг


3

4

Кроме того, наше учреждение образования присоединилось к проекту «Добрые крышечки».

Организаторы проекта предлагают не отправлять крышки на свалки, а собирать в специальные фирменные контейнеры проекта. Вторсырьё будет передано перерабатывающим организациям, а за счет средств, полученных от продажи, будут куплены медикаменты, инвентарь и оборудование для больных детей и взрослых.

5

6

 

Задание 4.5 Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче

 

Цель: изучение качества и количества отходов, собранных в результате жизнедеятельности отдельной семьи за день, неделю, месяц, с целью определения возможности их уменьшения.

Задачи исследования:

- определить фракционный состав отходов;

- определить вес фракций и процентный состав отходов, образующихся за один день;

- отобразить состав и вес бытовых отходов, образующихся в дома, в сводной таблице.

Дата выполнения: март 2020 года

Участники – 94 учащихся 2,6,9 – х классов.

Инициативная группа:

учащаяся 2 класса Драздова Ульяна

учащийся 6 класса Драздов Сергей

учащаяся 9 класса Филипенко Дарья

 

Учащимися нашей школы была проведена оценка количества и состава мусора, выбрасываемого семьями из 4-х человек за день, неделю, месяц. Мусор сортировали, а затем тщательно взвешивали. Результаты исследования приведены в таблицах. Кроме того, участники исследования разработали семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях.

 

Состав и количество отходов, образующихся в домашних условиях

(семья Драздовых Сергея и Ульяны)

Дни

недели

Пищевые

отходы (гр.)

Текстиль

(гр.)

Металл

(гр.)

Пластик

(гр.)

 

Стекло

(гр.)

Бумага

(гр.)

Понедельник

850

50

-

40

-

250

Вторник

1200

150

40

80

600

350

Среда

960

-

-

-

-

300

Четверг

850

-

-

120

300

-

Пятница

1000

500

80

40

-

-

Суббота

1200

-

-

80

-

300

Воскресенье

1300

-

40

100

200

-

Всего, грамм

7360

700

160

460

1100

1200

Процентный состав, %

67

6

2

4

10

11

 

 7

В результате проведенного анализа было выявлено, что за 7 дней в семье Драздовых Сергея и Ульяны было собрано 10980 гр. мусора. В течение месяца семья собирает приблизительно  43920 гр. отходов. Среди всего домашнего мусора на первом месте – пищевые отходы (67%), второе место занимает бумага (11%), на третьем месте –  стекло (10%) , четвертое место – текстиль (6%),  изделия из пластика – на пятом месте (4%), металл занимает шестое место (2%).

8

9

10

Состав и количество отходов, образующихся в домашних условиях

(семья Филипенко Дарьи)

 

Дни

недели

Пищевые

отходы (гр.)

Текстиль

(гр.)

Металл

(гр.)

Пластик

(гр.)

 

Стекло

(гр.)

Бумага

(гр.)

Понедельник

900

 

60

40

600

350

Вторник

950

40

-

80

-

200

Среда

1200

-

-

160

200

300

Четверг

850

70

40

120

300

250

Пятница

1200

-

160

80

-

150

Суббота

1000

-

-

40

-

350

Воскресенье

950

-

80

120

-

200

Всего, грамм

7050

110

340

640

1100

1800

Процентный состав, %

64

1

3

6

10

16

11

В результате проведенного анализа было выявлено, что за 7 дней в семье Филипенко Дарьи было собрано 11040 гр. мусора. За месяц количество собранного мусора составляет примерно 44160 гр. Основная часть мусора – это пищевые отходы и бумага (64% и 16% соответственно), меньшую часть отходов составляют стекло и пластик (16% и 10%), металл составляет 3% отходов, а текстиль – 1%.

В ходе изучения было выяснено, что основными источниками отходов, образующихся  дома, являются:

  1. пищевые отходы;
  2. бумажный мусор состоит из тетрадных листов, упаковочной бумаги, картона, исписанных альбомных листов, бумажных полотенец;
  3. полиэтилен – это целлофан для обертки, упаковка от семечек и чипсов, п/э пакеты, обложки от книг и тетрадей;
  4. пластик – это баночки из-под йогурта, сметаны, пластиковые бутылки; 
  5. металлические консервные банки;
  6. стеклянные банки от пищевых продуктов и соков, разбитая посуда;
  7. обрезки ткани.

 

12

13

14

 Не забывайте о том, что любой вещи можно дать вторую жизнь!