В настоящее время на каждого из жителей нашей планеты приходится в среднем около 1т мусора в год. Все большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов, так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты. Американский ученый А. Теллер говорил: «Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них еще не использованные источники сырья».
Роль школ в решении проблемы отходов может быть очень значительной. Уменьшая количество отходов, школы показывают пример всему населённому пункту. Вовлечение школьников в уменьшение количества и правильное обращение с отходами внутри школы позволит им выработать положительную привычку, которая может быть перенесена на отходы, образующиеся дома или в других местах.
Направление проекта «Зелёная школа» включает в себя изучение состава образующихся отходов в школе и дома, их источников образования, а также разработку плана действий по минимизации объемов образования отходов.
В работу по данному направлению были вовлечены учащиеся 6-7,9 классов и их родители.
Цель работы: Вовлечение школьников в уменьшение и правильное обращение с отходами в школе и дома.
Задачи:
- провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов;
- разработать план действий по минимизации объемов образования отходов, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья;
- провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях;
- разработать семейные памятки по минимизации отходов.
Общее количество участников – 464 человека (педагоги, учащиеся 1-11-х классов и их родители)
Задание 4.1 Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования
Цель: организовать деятельность учащихся школы, направленную на изучение состава образующихся в школе отходов и анализа источников их образования.
Задачи:
включить обучающихся школы в работу по изучению состава образующихся в школе отходов;
проанализировать, какие бытовые отходы попадают в мусорную корзину в школьных помещениях;
определить фракционный состав отходов;
определить вес фракций и процентный состав отходов, образующихся за 1 день;
отобразить состав бытовых отходов школы в сводной таблице;
акцентировать внимание на проблемах, возникающих с увеличением количества отходов, совместно с учащимися найти возможные варианты их решения.
Период выполнения: сентябрь 2019 года
Участники: 32 человека (педагоги, учащиеся 6-х классов).
Помещения, в которых проводилось исследование: учебные кабинеты, столовая, кабинеты технического и обслуживающего труда.
Анализ результатов исследования за 1 день
Фракции отходов, которые были найдены в результате исследования |
Вес отходов, граммы |
Удельный вес, % |
||
Учебные кабинеты |
Столовая |
Кабинеты технического и обслужи-вающего труда |
||
Пищевые отходы |
5000 |
10000 |
- |
49 |
Бумага, картон |
3000 |
4000 |
500 |
25 |
Пластмассы |
1000 |
2000 |
- |
10 |
Растительные отходы |
400 |
- |
- |
1,3 |
Металлы |
- |
500 |
- |
1,6 |
Стекло |
- |
1000 |
- |
3,2 |
Текстиль |
- |
- |
600 |
2 |
Стружка древесная |
- |
- |
1200 |
3.9 |
Другие отходы |
300 |
400 |
600 |
4 |
Общее количество мусора |
9700 |
17900 |
2900 |
100 |
Всего |
30500 |
100 |
Основными источниками отходов, образующихся в школе, являются:
- Упаковочные материалы из бумаги и полимеров от чипсов, конфет, печенья, соков, кукурузных палочек и т.д.
- Пластиковые бутылки от напитков, упаковки от йогурта, ручки, поломанные линейки, обложки от книг и тетрадей и т.д.
- Листы из тетрадей, исписанные тетради, картон, картонные коробки, исписанные альбомные листы.
- Пищевые отходы (огрызки яблок, груш, кожура апельсинов, мандаринов, бананов).
- Растительные отходы (листья и цветы комнатных растений).
- Металлы (консервные банки металлические).
- Стекло (стеклянные банки от пищевых продуктов, разбитая посуда).
- Текстиль (обрезки ткани).
- Стружка древесная.
Задание 4.2. Разработать план действий по минимизации объёмов образования отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья
Цель: вовлечь учащихся в процесс уменьшения и правильного обращения с отходами внутри школы.
Задачи:
- на основании полученных данных предложить план мероприятий по сокращению образования и рациональному использованию отходов на территории школы;
- план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении образования довести до сведения учащихся, педагогов, технического персонала, родителей учащихся.
Дата выполнения: сентябрь 2019 года
Участники: 42 учащихся 9-х классов
1. |
Ананьев Станислав Алексеевич |
|
2. |
Бадретдинов Даниил Владимирович |
|
3. |
Гречихо Кирилл Владимирович |
|
4. |
Демьянков Станислав Петрович |
|
5. |
Зенько Арина Алексеевна |
|
6. |
Иванцова Кристина Алексеевна |
|
7. |
Карпеченко Полина Павловна |
|
8. |
Кондрашов Матвей Николаевич |
|
9. |
Марченко Ксения Игоревна |
|
10. |
Мещерякова Владислава Ивановна |
|
11. |
Михалева Анна Игоревна |
|
12. |
Подлужная Елизавета Дмитриевна |
|
13. |
Поляков Вадим Денисович |
|
14. |
Пусков Кирилл Константинович |
|
15. |
Солоникова Милена Михайловна |
|
16. |
Стельмаков Александр Сергеевич |
|
17. |
Харкевич Ксения Александровна |
|
18. |
Якимов Георгий Игоревич |
|
19. |
Яцков Богдан Владимирович |
|
20. |
Бабанин Владислав Сергеевич |
|
21. |
Володькина Кристина Александровна |
|
22. |
Жукова Дарья Артуровна |
|
23. |
Иванова Ангелина Анатольевна |
|
24. |
Концеал Ксения Александровна |
|
25. |
Костенич Алина Сергеевна |
|
26. |
Котельников Владислав Ильич |
|
27. |
Лосик Андрей Евгеньевич |
|
28. |
Лупоносов Алексей Денисович |
|
29. |
Марьина Вероника Андреевна |
|
30. |
Мещерякова Кристина Дмитриевна |
|
31. |
Петрова Анна Александровна |
|
32. |
Радченко Вениамин Витальевич |
|
33. |
Сагян Валентина Александровна |
|
34. |
Самасадный Максим Александрович |
|
35. |
Сидоренко Сергей Андреевич |
|
36. |
Сидоренко Эвелина Андреевна |
|
37. |
Тарасова Ангелина Олеговна |
|
38. |
Фадеева Елизавета Андреевна |
|
39. |
Чупринская Алина Витальевна |
|
40. |
Сидоренко Владислав Сергеевич |
|
41. |
Суская Алина Андреевна |
|
42. |
Хатетовская Дарья Владимировна |
План действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья на 2019/2020 учебный год
№ п/п |
Мероприятие |
Выполнение |
Ответственные |
1 |
Определить место сбора отходов и вторсырья в школе |
сентябрь 2019г. |
Заместитель директора по хозяйственной части |
2 |
Донести информацию до сведения школьников и родителей о необходимости минимизации отходов в школе |
сентябрь 2019 г. |
Классные руководители |
3 |
Провести классные часы в 1-11 классах на тему «Потребление и вторичная переработка», приуроченные к Международному дню охраны озонового слоя. |
сентябрь 2019 г. |
Классные руководители |
4 |
Провести информационные часы «Доходы из отходов», «Что и как сортировать» (согласно возрасту) |
в течение года |
Классные руководители |
5 |
Провести акцию «Сдай макулатуру – сохрани дерево» |
в течение года |
Классные руководители |
6 |
Разработать памятки по минимизации отходов для учащихся, работников школы |
апрель 2020 г. |
Филипенко А.В. |
Задание 4.3 Выполнить план действий на год по минимизации отходов в школе?
Цель: Анализ изменения ситуации по минимизации отходов в школе и оценка эффективности проводимых мероприятий.
Задачи:
- составить план действий по минимизации отходов в школе, раздельному сбору отходов на 2019/2020 учебный год;
- провести беседы с учащимися на информационных и классных часах о необходимости раздельного сбора отходов;
- выполнить план по сдаче вторсырья на 2019/2020 учебный год;
Дата выполнения: сентябрь 2019 - май 2020 года
Участники: 296 человек (педагоги, учащиеся 1-11 классов и их родители)
Раздельный сбор отходов и сдача вторсырья – это система, при которой отходы разделяются по видам для того, чтобы их можно было переработать и создать из них новые вещи, а не просто выбросить. В нашем учреждении образования производится сбор следующих видов вторсырья:
- Бумага и картон
- Стекло
- Металл
Результаты работы в данном направлении представлены в таблице.
Сбор вторсырья в государственном учреждении образования «Средняя школа №39 г. Могилева»
Виды вторсырья |
2019 год |
январь - март 2020 год |
макулатура |
20450 кг |
13 720 кг |
черный металл |
3330 кг |
1311 кг |
цветной металл |
5 кг |
5 кг |
стекло |
460 кг |
712 кг |
Кроме того, наше учреждение образования присоединилось к проекту «Добрые крышечки».
Организаторы проекта предлагают не отправлять крышки на свалки, а собирать в специальные фирменные контейнеры проекта. Вторсырьё будет передано перерабатывающим организациям, а за счет средств, полученных от продажи, будут куплены медикаменты, инвентарь и оборудование для больных детей и взрослых.
Задание 4.5 Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче
Цель: изучение качества и количества отходов, собранных в результате жизнедеятельности отдельной семьи за день, неделю, месяц, с целью определения возможности их уменьшения.
Задачи исследования:
- определить фракционный состав отходов;
- определить вес фракций и процентный состав отходов, образующихся за один день;
- отобразить состав и вес бытовых отходов, образующихся в дома, в сводной таблице.
Дата выполнения: март 2020 года
Участники – 94 учащихся 2,6,9 – х классов.
Инициативная группа:
учащаяся 2 класса Драздова Ульяна
учащийся 6 класса Драздов Сергей
учащаяся 9 класса Филипенко Дарья
Учащимися нашей школы была проведена оценка количества и состава мусора, выбрасываемого семьями из 4-х человек за день, неделю, месяц. Мусор сортировали, а затем тщательно взвешивали. Результаты исследования приведены в таблицах. Кроме того, участники исследования разработали семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях.
Состав и количество отходов, образующихся в домашних условиях
(семья Драздовых Сергея и Ульяны)
Дни недели |
Пищевые отходы (гр.) |
Текстиль (гр.) |
Металл (гр.) |
Пластик (гр.)
|
Стекло (гр.) |
Бумага (гр.) |
Понедельник |
850 |
50 |
- |
40 |
- |
250 |
Вторник |
1200 |
150 |
40 |
80 |
600 |
350 |
Среда |
960 |
- |
- |
- |
- |
300 |
Четверг |
850 |
- |
- |
120 |
300 |
- |
Пятница |
1000 |
500 |
80 |
40 |
- |
- |
Суббота |
1200 |
- |
- |
80 |
- |
300 |
Воскресенье |
1300 |
- |
40 |
100 |
200 |
- |
Всего, грамм |
7360 |
700 |
160 |
460 |
1100 |
1200 |
Процентный состав, % |
67 |
6 |
2 |
4 |
10 |
11 |
В результате проведенного анализа было выявлено, что за 7 дней в семье Драздовых Сергея и Ульяны было собрано 10980 гр. мусора. В течение месяца семья собирает приблизительно 43920 гр. отходов. Среди всего домашнего мусора на первом месте – пищевые отходы (67%), второе место занимает бумага (11%), на третьем месте – стекло (10%) , четвертое место – текстиль (6%), изделия из пластика – на пятом месте (4%), металл занимает шестое место (2%).
Состав и количество отходов, образующихся в домашних условиях
(семья Филипенко Дарьи)
Дни недели |
Пищевые отходы (гр.) |
Текстиль (гр.) |
Металл (гр.) |
Пластик (гр.)
|
Стекло (гр.) |
Бумага (гр.) |
Понедельник |
900 |
|
60 |
40 |
600 |
350 |
Вторник |
950 |
40 |
- |
80 |
- |
200 |
Среда |
1200 |
- |
- |
160 |
200 |
300 |
Четверг |
850 |
70 |
40 |
120 |
300 |
250 |
Пятница |
1200 |
- |
160 |
80 |
- |
150 |
Суббота |
1000 |
- |
- |
40 |
- |
350 |
Воскресенье |
950 |
- |
80 |
120 |
- |
200 |
Всего, грамм |
7050 |
110 |
340 |
640 |
1100 |
1800 |
Процентный состав, % |
64 |
1 |
3 |
6 |
10 |
16 |
В результате проведенного анализа было выявлено, что за 7 дней в семье Филипенко Дарьи было собрано 11040 гр. мусора. За месяц количество собранного мусора составляет примерно 44160 гр. Основная часть мусора – это пищевые отходы и бумага (64% и 16% соответственно), меньшую часть отходов составляют стекло и пластик (16% и 10%), металл составляет 3% отходов, а текстиль – 1%.
В ходе изучения было выяснено, что основными источниками отходов, образующихся дома, являются:
- пищевые отходы;
- бумажный мусор состоит из тетрадных листов, упаковочной бумаги, картона, исписанных альбомных листов, бумажных полотенец;
- полиэтилен – это целлофан для обертки, упаковка от семечек и чипсов, п/э пакеты, обложки от книг и тетрадей;
- пластик – это баночки из-под йогурта, сметаны, пластиковые бутылки;
- металлические консервные банки;
- стеклянные банки от пищевых продуктов и соков, разбитая посуда;
- обрезки ткани.
Не забывайте о том, что любой вещи можно дать вторую жизнь!