Советы педагога-психолога для родителей

  • img4Родители также должны заблаговременно готовить своего ребенка: советы давать, не нагружать абитуриента. Конечно, родитель выступает как эксперт, поэтому он может успокоить, рассказать, как он когда-то экзамены сдавал и справлялся со стрессовыми ситуациями. Излишняя морализация пользы не принесет. Излишний контроль тоже. Абитуриент и так в ситуации стресса находится, он сам знает, что нужно готовиться. И если родители постоянно об этом напоминают, то его это только нервирует, нагнетает стресс. Если родитель видит, что ребенок готовится, то лучше не быть навязчивым.  
  • Что касается выбора профессии (для тех, кто еще до конца не определился)… Если родители будут отправлять учится абитуриента туда, куда ему не хочется, к чему у него нет способностей, то рано или поздно это негативно отразится на ребенке. Исходить нужно из способностей, и в этом вопросе лучше проконсультироваться с психологом. И если еще не поздно, пройти тестирование у психолога по вопросам профориентации. Есть специальные тесты, диагностические методики, которые помогают выявить склонности к той или иной профессии.  
  • Горький шоколад и мед, а вместо чипсов - орехи 

 

Как помочь ребенку пережить стресс?

Рекомендации для родителей
развернуть
  1. Помните, что у ребенка еще не сформировались способы совладания со стрессом. Он справляется с трудностями так, как может, а не так, как правильно. Ваша реакция во многом определяет, как будет реагировать на событие ребенок.
  2. Сильные переживания в стрессовой ситуации нормальны. В то же время далеко не все дети бурно проявляют свои чувства. Отсутствие ярких эмоциональных проявлений в поведении ребенка еще не означает, что их нет.
  3. Постарайтесь отделять собственные чувства по поводу случившегося и по поводу ребенка от эмоций ребенка. Каждый из вас переживает случившееся по-своему.
  4. Будьте внимательны к рассказу ребенка о его чувствах. Обсуждайте с ним его переживания, вместе ищите названия его эмоциям, исследуйте способы их выражения.
  5. Делитесь с ребенком своими переживаниями на понятном ему языке.
  6. Чаще говорите ребенку о своей любви и заботе.
  7. Для ребенка очень важен тактильный контакт с родителями, поэтому чаще обнимайте его.
  8. Ограничьте контакт ребенка со средствами массовой информации, потому что информация может причинять вред ребенку.
  9. Проявляйте терпение, если ребенок многократно повторяет игру или рассказ. Это может быть утомительным для вас, но таким образом он отреагирует болезненные для него переживания. Если же ребенок «застревает», и повторения остаются без изменений несколько недель, обратитесь к психологу.
  10. Дети особенно чувствительны после травматического события. Они могут остро реагировать на звуки, запахи, места, которые напоминают им о событии. Имейте в виду, что эти факторы могут вызывать сильные эмоциональные реакции спустя много времени после травматического события.
  11. Проводите больше времени за совместными занятиями: играйте, рисуйте, мастерите, гуляйте. Поощряйте игры с песком, водой, «снежками». Укладывание спать может быть очень важным моментом. Используйте его для того, чтобы побыть с ребенком, почитать ему сказку и т.д.
  12. Включенность в совместную деятельность – важный ключик к пониманию того, что происходит с ребенком и в чем он нуждается. Помните, что важно не столько количество, сколько качество совместного времяпрепровождения.
  13. Придерживайтесь распорядка в еде, игре, сне, особенно для детей младшего возраста. Это поможет ребенку восстановить чувство стабильности и безопасности.
  14. Заботьтесь о том, чтобы взаимодействовать с ребенком, находясь в относительно спокойном, уравновешенном состоянии. Создавайте себе возможность выражать сильные чувства и говорить о том, что их вызывает, с взрослыми людьми (друзьями, коллегами, психологом), которые способны их принять.
  15. Поддерживайте отношения со значимыми для ребенка людьми – воспитателем, учителем, социальным педагогом, психологом – узнайте, как ведет себя ребенок в другой обстановке.
  16. Воздержитесь от рассказов другим людям при ребенке о том, что случилось, тем более, от представления его жертвой.
  17. Под влиянием сильного стресса психика ребенка начинает функционировать, как будто он «откатился» к предыдущему возрастному периоду. Это может выглядеть как кривляние, капризы, сюсюканье. Создается впечатление, что ребенок разучился делать то, что уже умел. Это нормально. Это временно. Снисходительно относитесь к таким проявлениям, терпеливо помогайте ему вернуться к достигнутому ранее.
  18. Если ребенок замыкается, его поведение вызывает у вас непонимание и тревогу, не бойтесь обращаться за помощью к профессионалу (детскому психологу, детскому психотерапевту).
  19. Помните, что психика ребенка очень пластична и способна восстановиться после травмирующего события. Дайте себе и ребенку время на это.
  20. Обратитесь за помощью, если сами чувствуете себя тревожно и расстроены. Вы сможете быть полезнее для ребенка, если будете вести себя уверенно и спокойно.

 

свернуть

Рекомендации родителям одаренных детей

Одаренные дети – дети, обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности. Широко распространено мнение о том, что одаренные дети, обладая большими способностями, могут добиваться всего сами. Это не всегда так!
развернуть

В зависимости от возраста ребенка выделяют три категории одаренности:
11. Дети, выделяющиеся необычно быстрым темпом умственного развития, высоким уровнем интеллекта в целом (такие дети относительно чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрастах).
2. Дети с обычным интеллектом, но резко выделяющиеся в определенных видах занятий (например, в математике или какой-нибудь другой области науки). Такие дети могут обнаруживаться в подростковом возрасте.
3. Дети, которые пока не достигают успехов в каких-либо видах учения или творческих занятий, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью суждений, незаурядными умственными резервами. Это случаи, когда можно говорить о потенциальной, или «скрытой», одаренности. Умственные возможности таких учащихся нередко раскрываются уже в старшем школьном возрасте.
Особенности, которые можно заметить у Вашего ребенка
21. Интеллектуальный тип. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, склонны к философскому осмыслению материала. Для них характерен высокий интеллект, развитый ум, благодаря которому они легко усваивают разные
предметы. Они умеют самостоятельно получать знания и сами читают дополнительную литературу.
32. Академический тип. Дети данного типа также отличаются высоким интеллектом, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще учиться. К числу академически одаренных учащихся часто относятся медалисты.

43. Художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует, однако, есть и ребята лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.


54. Креативный тип. Выражается в нестандартности мышления, непохожем на других взгляде на мир. Нежелание этих детей идти «в ногу» со всеми остальными и является основой их одаренности, на которой и строится их нестандартное видение мира. Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.


65. Лидерская или социальная одаренность характерна для детей,
обладающих способностью понимать других людей, строить с ними отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.


76. Психомоторная или спортивная одаренность. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.

 

11

22

33

44

55

66

77

88

свернуть

Родители и дети 21 века: как сохранить своего ребенка?!

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ по оптимизации взаимоотношений с детьми в связи с влиянием молодежной субкультуры

1. Знайте о современных направлениях молодежной субкультуры, чтобы вовремя заметить признаки включенности ребенка в ее конкретный вид.
развернуть

Молодежная субкультура - модели поведения, стиля одежды, язык (сленг), специфические ценности и их символическое выражение, характерные для подростков и юношества. Во все времена существовала субкультура молодежи как механизм социализации человека на определенном этапе взросления. Чувство взрослости, возникшее у подростков, побуждает их к самоутверждению, что выражается в собственных культурных ценностях. Принадлежность к группе, пропагандирующей определенную субкультуру, выступает механизмом психологической защиты и поддержки подростка, повышает его статус в классе, группе.

В 20 веке общество пережило многие варианты молодежной субкультуры - стиляги, хиппи, панки, металлисты, рокеры, рэпперы, байкеры; в 21 веке - эмо, готты, диггеры, сталкеры анимешники (компьютерные гики), зацеперы, «беги и умри», колумбайеры, ванильки.

В 2019-2021 годах распространилось движение Дед Инсайд как наиболее пессимистичный вариант молодежной субкультуры. Дед Инсайд (Dead Inside - мертвые внутри) - молодежная субкультура 21 века.

У представителей этой субкультуры есть определенный набор характеристик и по ним очень легко вычислить Дед Инсайд.

Признаки Head Inside:

  1. Играют в «Доту 2» на pos 1/2 no roll. Dota 2 - компьютерная онлайн-игра - это командная стратегия «пять на пять», где каждый игрок управляет только одним персонажем, которых называют «героями». Цель игры: разрушить трон - то есть, главное здание противника, которое располагается на базе каждой из двух команд.
  2. Смотрят аниме (мультфильм), - прежде всего - «Токийский гуль». Мультфильм рассказывает о столице Японии, где люди живут рядом с монстрами, питающимися человечиной. Главный герой сериала Канеки Кен - любимый персонаж у «дед инсайд», он часто появляется на аватарках в телефонах, мессенджерах, соцсетях. Страницу (аккаунт) «дед инсайд» в интернете также можно узнать по загадочным фото, на которых не видно лица: оно либо чем-то закрыто, либо владелец профиля стоит спиной к камере.
  3. Смотрят стримеров (тех, кто общается в интернете в реальном времени). Прежде всего - Илья Alohadance Коробкин. В 2014 году Илья Коробкин, киберспортсмен, игрок в Dota 2, известный как ALOHADANCE произнес фразу, которая стала популярна в Сети - несколько раз во время прямых эфиров он повторил: «Я Dead Inside (мертвый внутри), мне плевать на игру», и её подхватили поклонники, делают татуировки.
  4. Слушают грустную музыку, тяжелую музыку, XXXTentacion, Lil Peep, музыку из аниме.
  5. Любят все, связанное с темой суицида и одиночества.
  6. Используют токсичный сленг (жаргонные слова), часто матерятся.
  7. Называют себя Гулями.
  8. Любимые фразы: «пофиг на игру», «нажал мув за тобой», «ты в муте», «мне пофиг я дед инсайд».
  9. Дед инсайд - это агрессивные эмо или хиппи нового поколения, им больше 20 лет.
  10. Красят ногти черным лаком.
  11. Все свое время они проводят за компьютерными играм и просмотром стримеров на Twitch (сервис интернета трансляции киберигр). Совместив это увлечение с любовью к аниме и модному рэпу, они гордо прозвали себя Dead Inside.
  12. У дед инсайд есть свой кодекс, и не один. Вот отрывок из одного такого кодекса: Гуль - это образ жизни, даже скорее образ мышления. Ты можешь называться гулем, если не смотришь на людей как на равных, и осознаешь, что это все лишь скот. Да, ты должен преподносить себя как кого-то, кто по умолчанию лучше других, однако это нужно оправдывать. Тебе плевать на всех, но ты должен вести себя уважительно с сильными игроками, особенно теми, кто сильнее тебя. Не оскорбляй тех, кто этого не заслуживает. Тебя не волнуют чужие чувства, но ты ведешь себя как агрессивный ребенок, а не как SSS rank, когда с 0 секунды пишешь в чат «бездари, вы животные, а не игроки, дайте мне мид я выиграю вам игру».

 

2. Установите доверительные отношения с вашим ребенком.

3. Корректно наблюдайте за поведением ребенка - внимание родителей выступает залогом безопасности ребенка (корректно проверяйте СМС, интернет, телефон…) без потери доверия ребенка к родителям.

4. Общайтесь с детьми, интересуйтесь их жизнью, интересами, друзьями, времяпрепровождением, занятостью в школе, в системе дополнительного образования (кружки, секции).

5. Проявите уважение, внимание, симпатию и любовь к своему ребенку -главное, чтобы он чувствовал вашу любовь.

6. Стимулируйте развитие хобби, увлечений подростка - все это может «привязать» ребенка в жизни.

7. Обсуждайте, дискутируйте по поводу интересов вашего ребенка, убеждайте используя аргументацию.

8.Заметив первые признаки - обращайтесь к специалистам.

 

Рекомендуем ознакомиться с материалами презентации

«Дети 21 века. Как уберечь своего ребенка», перейдя по ссылке

https://mospc.znaj.by/novaya-stranitsa-7/roditeli-i-deti-21-veka

свернуть

«Синдром 1 сентября»: как родителям и детям войти в школьный режим без стресса

Совсем немного времени осталось до 1 сентября: «даже пятница 13-е звучит ни так зловеще как 1 сентября», шутят родители школьников. Психологи же утверждают, что накануне Дня знаний большинство детей переживают «синдром 1 сентября», или как его еще называют «первосентябрьский стресс» и «постканикулярный синдром».
развернуть

Период адаптации проходят школьники всех возрастов. У одних он занимает нескольких часов, другим может потребоваться месяц. Например, на то чтобы войти в школьный режим, привыкнуть к раннему подъему, приходу в школу к точному времени у первоклашек уходит два месяца, у пятиклассников – месяц, учащиеся старших классов привыкают к школе за две-три недели. Кроме того, время привыкания к школе зависит от количества детей в семье и отношений между родителями, считают психологи. 

Взрослым, стоит серьезно подготовиться к тому, чтобы избавить ребенка от тяжелого постканикулярного синдрома. Причем, делать это стоит заблаговременно. Для этого есть несколько правил. 

Первым и, пожалуй, самым главным правилом успешной адаптации, является режим. Его с каникулярного на школьный надо изменить уже с середины августа. Стоит начать раньше ложиться спать и раньше вставать. Это позволит биологическим часам ребенка перестроится постепенно и минимизировать стресс от "подъема с первыми петухами" в сентябре. Если ребенок тяжело встает по утрам, будите его настойчиво, но не кричите. Со временем он привыкнет к  режиму. 

Когда речь идет о младших школьниках, еще одно полезное правило – построить распорядок дня в соответствии с учебным днем. С утра почитайте книги, порисуйте, посмотрите познавательные программы, после обеда можно устроить тихий час, затем погулять.

Также важно постараться заранее познакомить ребенка с учительницей и с помещением, где ему предстоит проводить большую часть времени.

Стоит постараться на школьной линейке найти ребенку «пару» - вместе им не так страшно будет оставлять родителей и идти в класс.

Все необходимое к школе стоит приобрести заранее, чтобы не добавлять себе и ребенку стресса поисками нужных вещей в последний момент. Пусть ребенок примерит участие в покупке школьной формы и школьных принадлежностей.

Пройдитесь по материалу прошлого учебного года: повторите правила, таблицу умножения.

Разрешите ребенку чуть больше самостоятельности. Чем ее больше, тем лучше и для него, и для родителей. Начните внедрять новые правила уже с сегодняшнего дня.

Сделайте 1 сентября интересным приключением. Расскажите ребенку о ваших впечатлениях от этого дня.

По возможности отложите реализацию серьезных изменений в жизни на другое время. Хорошо, если со школой будет связано что-то приятное, например, возможность блеснуть новыми знаниями. 

Еще одно правило касается дополнительных занятий. Психологи советуют отдавать ребенка в секции и кружки либо за год до поступления в школу, либо когда ребенок перейдет во второй класс. Иначе нагрузка будет слишком велика. 

Продленка с самых первых учебных дней – тоже не лучший вариант. Первые недели стоит продумать, как обустроить быт школьника так, чтобы кто-то забирал его сразу после занятий.  

Важнейшей составляющей успешной адаптации является поддержка в семье. Найдите что-то, что у ребенка получается лучше, чем у других, ориентируйте его на успех. К возможным неудачам в этот период лучше относиться снисходительно.

Не отправляйте ребенка в школу голодным, а на прощанье пожелайте ему удачи, найдите пару ласковых слов, чтобы подбодрить.

Не требуйте от ребенка выполнения уроков сразу после школы. Лучшее время для приготовления уроков для учащихся первой смены – с 15 до 17 часов, второй – с 10 до 12 часов утра. И не заставляйте его делать все уроки в один присест, устраивайте ему перемены на 15-20 минут. Дайте ему возможность работать самостоятельно. Но уж если нужна ваша помощь – наберитесь терпения. 

Спокойно реагируйте на неудовлетворительные оценки. Понижение оценок в начале учебного года - это закономерное явление и чаще всего носит временный характер. 

Не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе. Младшим школьникам ежедневно положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы - 2 часа, а старшеклассникам - 1,5 часа.

Выпускникам полезно научиться распределять свое время. С одной стороны, это помогает не тратить его впустую, с другой – чередовать работу и отдых. 

К возникающим по мере адаптации проблемам родителям необходимо относиться спокойно и конструктивно, без применения агрессии и ссор. Главное, уверены психологи, ребенка любить. Если он знает, что вы на его стороне, никакая адаптация ему будет не страшна.

 

Педагог-психолог О.А.Листратенко

свернуть

Рекомендации психолога родителям пятиклассников

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?»
развернуть

Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Регулярно беседуйте с классным руководителем и  учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в месяц. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам. Помните, что не только отметка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.

Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Следует также иметь информацию о к дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Одобрение: «Я тебя люблю», «Я верю, ты сможешь», «Я с тобой, у тебя все получится».

Обратите внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию.
Малоподвижный образ жизни приводит к застойным явлениям, недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка. Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий.
Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности, создайте в доме спортивный уголок, приобретите спортивный инвентарь: скакалки, гантели и т.д. Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.


ВНИМАНИЕ!

- Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный!
- Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!
-  Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!

 

 С уважением к Вам, педагог-психолог О.А.Листратенко

свернуть

Врачи-диетологи рекомендуют питаться правильно в период интенсивных нагрузок

Основу рациона должны составлять белки, жиры и углеводы, причем белков должно быть не менее 30-40 процентов, жиров - порядка 20 процентов и углеводов - 40 процентов от суточного рациона. Важно, чтоб питание было регулярным, несмотря на интенсивность и занятость. Не менее четырех раз в сутки должен проходить прием пищи.
развернуть
  • В рационе должны присутствовать овощи, фрукты, а также такие поставщики белка, как творог, молоко, сыр, яйцо. Также должны присутствовать обязательно мясо, рыба. Причем, овощей и фруктов должно присутствовать в рационе не менее 350-400 грамм ежедневно для старшеклассников, потому что они стимулируют деятельность желудочно-кишечного тракта, улучшают самочувствие и являются поставщиками микроэлементов, витаминов, минералов и клетчатки.  
  • Также можно включать в рацион такие продукты как мед, горький шоколад и другие сладости, как зефир и мармелад. Потому что они содержат в своем составе пектин и являются абсорбентом всех неполезных продуктов, которые могут попасть в организм человека. А мед и горький шоколад - основной источник питания для клеток мозга, потому что содержат глюкозу (единственный источник питания клеток мозга). К тому же, мед является единственным по своей структуре уникальным природным компонентом, который включает в себя максимальное количество витаминов, минералов, которые служат прекрасным способом борьбы со стрессом и усталостью.  
  • Ограничить лучше такие продукты, как чипсы, газированные напитки, энергетические стимуляторы. Доказано, что чай зеленый обладает более тонизирующим действием, чем кофе. Разрешенная доза кофеина содержится от 40 до 70 мг в сутки, т. е. это порядка 6 чашек настоящего крепко заваренного кофе. Естественно, не следует его применять как дополнительный стимулятор. Кофе, какао, чай можно употреблять, но не стоит делать на нем акцент. Те же овощи, фрукты, мясо, рыба, молочные продукты - более качественны поставщики жизненно необходимых элементов для нормальной работы организма.  
  • В этот период пищу нужно разнообразить, глюкоза должна присутствовать в организме, но нужно не забывать, что питание прежде всего должно быть сбалансированным. Заменой рыбе с овощами (если нет возможности нормального приема пищи) не должны служить чипсы и газировка, а лучше - орехи (миндаль, фундук, грецкие орехи). Также источниками питания могут служить сухофрукты - курага, инжир, изюм… Т.е. те продукты, которые в своем составе содержат и глюкозу, и клетчатку, и витамины, и минералы. 
свернуть

Улучшение и стабилизация эмоционального состояния школьников при подготовке к выпускным экзаменам и ЦТ

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для девятиклассников и одиннадцатиклассников.
развернуть

Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остаётся только волноваться за своего ребёнка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали всё, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться.  

Именно родители могут помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима ещё и психологическая готовность к ситуации сдачи серьёзных экзаменов. 

Согласитесь, что каждый, кто сдаёт экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку 

  • умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись 
  • вдохнуть полной грудью и идти дальше. 

Задолго до экзаменов обсудите с ребёнком, что именно ему придётся сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки - на какие предметы придётся потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребёнком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъёма, хорошо знакомые - в часы спада. 

Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребёнку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше. 

Договоритесь с ребёнком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок.  

Во-первых, ребёнку будет интересно знать ваше мнение на этот счёт (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое).  

Во-вторых, необходимо помочь ребёнку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае, помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой. 

В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребёнку репетицию письменного экзамена.  

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребёнок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы девятиклассник или одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо ему препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов. 

Если ваш ребёнок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чём причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло». 

Для улучшения эмоционального состояния школьников, сдающих экзамены, в том числе и ЦТ, снятия у них агрессивности, конфликтности поведения, формирования сугубо оптимистического восприятия будущего, следует соблюдать некоторые общие правила стабилизации эмоционального состояния. Примерный перечень таких правил выглядит следующим образом: 

Так как подготовка и сдача выпускных экзаменов,  ЦТ требуют концентрации всех усилий школьников на достижение хороших итоговых результатов в своей учебной деятельности за весь период обучения в школе, смекалки и ясности мысли, то в первую очередь необходимо продумать все элементы режима дня и строго их выполнять. Это во многом определит степень физического и психического состояния детей на весь период подготовки и сдачи выпускных экзаменов,  ЦТ. 

Родителям следует уточнить у школьного психолога или самим найти сведения по аутотренингу на расслабление и сброс напряжения. Следует так же помочь ребёнку овладеть навыками выполнения этих упражнений перед возникновением сложных, а возможно и критических жизненных ситуаций. Самый простой способ саморегуляции эмоционального состояния, позволяющий практически сразу же успокоится и в дальнейшем «мыслить здраво» - это просто спокойно посчитать до десяти перед началом любых своих действий. 

Немного более сложным является способ вытеснения неприятных эмоций с последующей заменой их на приятные. Следует научить детей возможности усилием воли переключать внимание и мышление на предметы или действия, вызывающие у них исключительно положительные эмоции. Великий К. С. Станиславский утверждал, что приказывать чувствам невозможно, но «вынимать» их и заменять на новые, вполне допустимо, а бывает и необходимо. 

Однако самым лучшим отдыхом для нервной системы является – сон. При подготовке и даже при сдаче экзаменов полезен отдых в конце каждого часа работы на 2…3 минуты - расслабление и лёгкая полудрёма. А ещё лучше, если в середине рабочего дня у Вашего ребёнка будет возможность кратковременного дневного сна продолжительностью от 5-ти до 30-ти минут. Это гораздо лучше «бодрящей» чашечки кофе. Эффект дневного сна просто поразителен. 

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ В ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ЦТ, ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ? 

В первую очередь как можно строже контролировать выбранный режим подготовки. Это необходимо, иначе дети могут просто переутомиться физически или «перегореть» эмоционально. В первую очередь папа и мама сами не должны  

показывать, что они очень тревожатся за то, сколько баллов наберёт в процессе сдачи того или иного экзамена их ребёнок. Особенно важно не нагнетать и без того напряжённую обстановку непосредственно перед предстоящим экзаменом. Лучше лишний раз похвалить ребёнка, попытаться любым своим поступком показать ему, что вы твёрдо верите в его удачу. 

Очень важно чтобы у ваших детей было оборудовано светлое, удобное место для занятий и при этом никто из домочадцев в процессе подготовки им не мешал. Посоветовавшись с учителями, аккуратно и ненавязчиво предложите детям распределение всех тем подготовки к экзаменам по дням, а так же рекомендованную педагогами методику самостоятельной подготовки к ЦТ и выпускным экзаменам. Особое внимание и помощь следует оказывать школьникам в процессе тренировок по тестовым заданиям. Здесь вашей главной задачей будет привить детям чувство времени. Они должны уметь ориентироваться в количестве времени, выделяемом на различные группы тестов и, в целом, умело распределять отведённые им на тестовые задания часы и минуты. 

 

В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И В ДНИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ И ЦТ  ДЕТИ ДОЛЖНЫ ОЧЕНЬ ХОРОШО ПИТАТЬСЯ. Причём пища, для стимуляции хорошей работы головного мозга, должна быть разнообразной, сбалансированной и питательной.  

Продукты,  улучшающие память. Учёные к числу таковых относят: авокадо, ананас и морковь. Авокадо в большом количестве содержит жирные аминокислоты и является мощным источником энергии для кратковременной памяти. Употреблять его следует не менее половинки плода в день. Ананас. В пищу можно употреблять как плоды, так и соки. Для удержания в памяти больших объёмов текстового материала - в день достаточно употреблять один стакан сока или 1/3 часть плода ананаса. Зная об этом удивительном свойстве этого замечательного заморского продукта и пользуясь тем, что он содержит малое количество калорий все театральные артисты и звёзды эстрады поглощают ананасы в больших количествах. Ведь им приходится на долгий срок запоминать огромные объёмы информации в виде текстов и нотной грамоты. Морковь. Каротин и высокое содержание витамина «А» в этом овоще с наших грядок очень хорошо стимулирует кровообращение и обмен веществ в мозге. Очень полезно съесть 150…200 грамм тёртой моркови перед запоминанием (зазубриванием) систематизированной информации такой, как даты исторических событий, формулы, цитаты, правила и аксиомы. Морковь можно просто полить растительным маслом или перемешать с сахаром и сметаной, а можно съесть и без дополнительных приправ. В любом случае она свою роль по улучшению памяти сыграет. 

Продукты для улучшения возможностей мозга по концентрации внимания. К ним относят: креветки, лук репчатый, орехи. 

Креветки. Достаточно съедать 100 грамм в день, но соль применять можно только после полной кулинарной обработки (жарения или варки), а лучше съедать эту порцию вообще без соли. Креветки являются своеобразным деликатесом для деятельности мозга. Они снабжают его нужными и чрезвычайно важными для усиленной работы аминокислотами, что не позволяет вниманию ребёнка ослабнуть. 

Лук репчатый. Желательно чтобы ребёнок съедал в сыром виде не менее половины луковицы ежедневно. Добавляйте его в какие-нибудь вкусные салаты, главное чтобы это количество ваш ребенок получал с пищей ежедневно. Лук улучшает снабжение мозга кислородом, способствует разжижению крови, очень хорошо помогает при психической усталости и умственном переутомлении. 

Орехи. Мощно укрепляют нервную систему, резко и на долгое время стимулируют деятельность мозга, лучше всего предложить их ребёнку незадолго до экзамена. Это продукты, позволяющие в течение продолжительного времени работать в режиме «мозгового штурма». 

Продукты для достижения эффекта «творческого озарения». С давних времён в ожидании прихода «Музы» творческие личности употребляли в пищу инжир и тмин. 

Инжир. В своём составе он содержит вещество по химическому составу схожее с аспирином и большое количество эфирных масел. При употреблении инжира в пищу резко улучшается снабжение мозга кровью и, соответственно кислородом, что освобождает голову для новых идей и способствует развитию творческого мышления. 

Тмин. Его эфирные масла резко стимулируют всю нервную систему, повышают творческую активность мозга и могут спровоцировать рождения поистине гениальных идей. Для стимуляции творческой активности достаточно измельчить две чайных ложки семян тмина на чайную чашку и через 10 минут выпить этот настой как тминный чай. 

 

свернуть

Памятка "Компьютерная безопасность"

Развитие в Республике Беларусь, как и во всем мире, электронных технологий и телекоммуникационных сетей, всеобщая доступность в глобальной компьютерной сети Интернет различных информационных ресурсов способствовало появлению принципиально нового вида нарушения Закона – киберпреступности.
развернуть

Компьютерная безопасность:

как оградить своего ребёнка от киберпреступников

Киберпреступность – незаконные действия, которые осуществляются людьми, использующими информационные технологии для преступных целей.
Практика последних лет свидетельствует об увеличении числа таких преступлений, совершаемых несовершеннолетними. За 2015-ый год по Республике с участием несовершеннолетних зарегистрировано 38 хищений путем использования компьютерной техники (статья 212 УК Республики Беларусь).

Наиболее распространенными преступлениями в сфере компьютерной информации являются блокирование сайтов и локальных компьютерных сетей, незаконное копирование информации.

С учетом данной негативной тенденции уголовно-правовые нормы, касающиеся указанной категории правонарушителей, постоянно совершенствуются, в том числе путем снижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Так, Законом Республики Беларусь от 5-го января 2015-го года “О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь” с 4-го апреля 2016-го года снижен возраст лиц, с 16-ти до 14-ти лет, подлежащих ответственности по статье 212 УК Республики Беларусь (“Хищение путем использования компьютерной техники либо введения в компьютерную систему ложной информации”; наказание – вплоть до лишения свободы на срок до 3-х лет) а также по статье 349 Уголовного кодекса (“Несанкционированный доступ к компьютерной информации, совершенный из корыстной или иной личной заинтересованности, либо группой лиц”; наказывается на срок до 2-х лет лишения свободы, а повлекший по неосторожности крушение, аварию, катастрофу, несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия – на срок до 7-ми лет.

Обращаясь к родителям, хотелось бы напомнить:

  • предостерегайте детей от использования сети Интернет в хулиганских целях;
  • приучайте их посещать только те сайты, которые Вы разрешили;
  • настаивайте на том, чтобы дети никогда не соглашались на личную встречу с друзьями из Интернета без Вашего согласия;
  • убеждайтесь, что ребенок советуется с Вами перед покупкой или продажей чего-либо посредством сети Интернет;
  • контролируйте, какими чатами и досками объявлений пользуются Ваши дети;
  • не разрешайте им открывать письма от неизвестных пользователей;
  • приучите ребят спрашивать разрешения при скачивании программ или файлов из Интернета;
  • напоминайте детям о конфиденциальности личной информации, объясните, к чему ее разглашение может привести.

Мошенники в сетях

Среди известных на сегодняшний день преступлений, совершаемых в сети Интернет, особую опасность представляет интернет- вымогательство и мошенничество. В силу своей высокой латентности, а также трудности выявления и расследования, данные преступления нуждается во всестороннем научном исследовании.

Актуальность этой темы имеет большое значение, так как третье тысячелетие характеризуется стремительно протекающими процессами глобализации и переходами от индустриального общества к обществу информационному. Научно- технический прогресс обусловил внедрение новых информационных технологий, создающих уникальные возможности для эффективного функционирования всех сфер жизнедеятельности человека и государства в целом. Информация стала товаром, обладающим значительной ценностью, своеобразным стратегическим ресурсом. Общественные отношения возникают и развиваются в рамках взаимного информационного обмена между их субъектами и использования в технологических процессах различных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, на которых в настоящее время базируется вся мировая экономика и с помощью которых обеспечивается обороноспособность ведущих мировых держав.

Уголовным кодексом Республики Беларусь предусмотрена ответственность за совершение преступления, а именно:

Статья 208. «Вымогательство»

  1. Требование передачи имущества или права на имущество либо совершения каких-либо действий имущественного характера под угрозой применения насилия к потерпевшему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне (вымогательство), – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
  2. Вымогательство, совершенное повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо под угрозой убийства или причинения тяжкого телесного повреждения, либо соединенное с уничтожением или повреждением имущества, либо с целью получения имущественной выгоды в крупном размере – наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.
  3. Вымогательство, совершенное организованной группой, либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо повлекшее иные тяжкие последствия, либо с целью получения имущественной выгоды в особо крупном размере – наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Статья 209. «Мошенничество»

  1. Завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество) - наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
  2. Мошенничество, совершенное повторно либо группой лиц, -наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
  3. Мошенничество, совершенное в крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.
  4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества.

- Форма вымогательства: Преступники используют шантаж за неразглашение имеющихся у них сведений интимного характера о «жертве». Получают же они эти данные путем взлома аккаунтов пользователей соцсетей либо в результате записи виртуального секса. При этом злоумышленники требуют перечислить денежные средства на электронный кошелек или срочным международным переводом.

Все потерпевшие, обратившиеся в милицию, повествуют одну и ту же историю. В интернете они знакомились с девушкой, которая после непродолжительной переписки выражала желание перейти на видеообщение в «Skype». Далее представительница слабого пола предлагала молодому человеку заняться «виртингом» – так называемым виртуальным сексом. Однако очень скоро вместо релакса любителя острых ощущений ожидал шок: видеотрансляция обрывалась, с экрана монитора девушка пропадала, а ее место занимало сообщение с требованием о перечислении денежных средств. В противном случае мошенники угрожали распространить интимную видеозапись среди знакомых в социальных сетях.

Стоит ли говорить, что, поддавшись шантажу, некоторые из потерпевших деньги перечисляли. Однако видеофайлы все равно попадали в Сеть. В итоге молодые люди лишались денег и становились героями пикантных видеороликов на всеобщее обозрение. Логичным завершением становились заявления в милицию о привлечении компьютерных злоумышленников к ответственности. Проблема в том, что ещё не все граждане знают свои права и имеют возможность их защитить. Злоумышленник использует это, как наживку. Вот почему интернет стал мощным орудием для вымогательства.

- Формы мошенничества – все более изощрённые и адаптивные к сложной информационной обстановке. Именно таким является и его новая форма – интернет-мошенничество. Кражи в Интернет-магазинах за прошлый год удвоились. Мошенничество в Интернете выросло почти на треть. В денежном выражении объем похищенного увеличился примерно в три раза. Безопасность компьютерных сетей улучшается, системы обеспечения безопасности улучшаются – мошенничество в Интернет становится более эффективным, хитроумным, сложноорганизованным (запутанным). Например, недавно полиция Нью-Йорка задержала около ста человек (по делу о хищении данных клиентов), которые устраивались в магазины, рестораны и похищали персональные данные с помощью электронных устройств. Затем по этим данным изготавливались кредитные карточки, покупались товары, которые далее сбываемые в ряде стран. 

Особенности Интернет-вымогательства и мошенничества

Борьба с вымогательством и мошенничеством – сложная правовая, социально-экономическая, психолого-педагогическая и технологическая проблема

Это отражение «теней» экономики, упадка и в то же время, роста благополучия в обществе. Развития Интернет-платежных систем и виртуальных покупок и хранения личной информации с размещением ее в глобальной сети Интерент.

Интернет-вымогательство и мошенничество продолжает «правила и нормы» традиционного вымогательства и мошенничества, но обладает и своими особенностями:

тенденция к выходу на международный уровень;

рост латентности (незарегистрированного и ненаказуемого вымогательства и мошенничества);

рост использования подставных лиц (как физических, так и юридических) и сложных, многозвенных цепочек взаимосвязей преступной цепи, в которой на каждом этапе каждый участник «вроде бы и не виноват».

Для того чтобы не стать жертвой преступного посягательства, необходимо соблюдать правила, а именно:

10 правил безопасного обращения с финансами в интернете

  1. Не сообщайте реквизиты банковской карты или коды верификации платежных сервисов неизвестным.
  2. Регулярно обновляйте антивирусную программу на домашнем компьютере, мобильном телефоне и устройствах подключенных к глобальной сети Интернет.
  3. Не вводите данные банковской карты с компьютеров общественного пользования.
  4. Используйте для оплаты систему онлайн-банкинга вашей кредитной организации.
  5. Подключите sms-уведомления к вашей банковской карте, чтобы всегда быть в курсе всех операций по ней.
  6. Не открывайте подозрительные ссылки из писем и sms от незнакомых отправителей.
  7. Используйте виртуальную клавиатуру для ввода логина и пароля к личному кабинету сервисов электронных платежей.
  8. Если вы потеряли телефон, на который приходят коды верификации вашего платежного сервиса, немедленно заблокируйте сим-карту.
  9. Используйте для платежей в интернете только карты с 3d-secure.
  10. Помните, что ни один из платежных сервисов не требует оплаты комиссии от получателя перевода.

Однако, в случае совершения в отношении Вас противоправного деяния, Вам необходимо обратиться в Октябрьский РОВД г. Могилева по адресу: 212013, город Могилёв, пер. 1-й Брикетный, д. 11, а так же по телефону, 42-70-00 или 102.

Заместитель директора по воспитательной работе Т.Г.Коноваленко

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть