Направление 4. «Обращение с отходами»

Цель работы: Вовлечение школьников в уменьшение и правильное обращение с отходами в школе и дома.

Задачи:

 1.Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов;

  1. Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья;

3.Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях;

4.Разработать семейные памятки по минимизации отходов.

Общее количество участников – 485 человека.

 

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответств. педагогический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

4.1.

4.1 Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования

октябрь 2020 года

39 учащихся

Учащиеся 7 –х классов

Филипенко А.В.

1.Проанализированы, какие бытовые отходы попадают в мусорную корзину в школьных помещениях;

2.Определить фракционный состав отходов и источник их образования

Анализ результатов исследования представлен на сайте школы

 

4.2

4.2 Разработать план действий по минимизации объёмов образования отходов в школе,

 раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья

ноябрь 2020 года

48

учащихся

Учащиеся 9-х классов

Филипенко А.В.

Разработан лан действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении образования доведен до сведения учащихся, педагогов, технического персонала, родителей учащихся

Проведены мероприятия в рамках выполнения данного плана. Результаты представлены на сайте школы

4.3

4.3  Выполнить план действий на год по минимизации отходов в школе

ноябрь 2020 - май 2021 года

301 учащихся

учащиеся 1-11 классов

Филипенко А.В.

1.Составить план действий по минимизации отходов в школе, раздельному сбору отходов на 2020/2021 учебный год;

2.Провести беседы с учащимися на информационных и классных часах о необходимости раздельного сбора отходов;

3.Выполнить  план по сдаче вторсырья на 2020/2021 учебный год

1. Результаты выполнения плана представлены в таблице на сайте школы

2. Проведены беседы, викторины, лекции о необходимости раздельного сбора отходов

3.Выполнен план по сбору макулатуры

4.4

4.5 Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдач

март 2021 года

97

учащихся

3,7,10 классы

Филипенко А.В.

1.Определить вес фракций и процентный состав отходов, образующихся за один день;

2.Отобразить состав и вес бытовых отходов, образующихся в дома, в сводной таблице.

1.Проведена оценка количества и состава мусора, выбрасываемого семьями из 4-х человек за день, неделю, месяц.

2.Результаты исследования приведены в таблицах. 3.Участники исследования разработали семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях. Информация размещена на сайте

 

В настоящее время на каждого из жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. Все большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов, так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты. Американский ученый А. Теллер говорил: «Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них еще не использованные источники сырья».

Роль школ в решении проблемы отходов может быть очень значительной. Уменьшая количество отходов, школы показывают пример всему населённому пункту. Вовлечение школьников в уменьшение количества и правильное обращение с отходами внутри школы позволит им выработать положительную привычку, которая может быть перенесена на отходы, образующиеся дома или в других местах.

Направление проекта «Зелёная школа» включает в себя изучение состава образующихся отходов в школе и дома,  их источников образования, а также разработку плана действий по минимизации объемов образования отходов.

В работу по данному направлению были вовлечены учащиеся 6-7,9  классов  и их родители.

Цель работы: Вовлечение школьников в уменьшение и правильное обращение с отходами в школе и дома.

Задачи:

 - провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов;

- разработать план действий по минимизации объемов образования отходов, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья;

- провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях;

- разработать семейные памятки по минимизации отходов.

Общее количество участников – 485 человек (педагоги, учащиеся 1-11-х классов и их родители)

 

Задание 4.1 Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования

Цель: организовать деятельность учащихся школы, направленную на изучение состава образующихся в школе отходов и анализа источников их образования.

Задачи:

включить обучающихся школы в работу по изучению состава образующихся в школе отходов;

проанализировать, какие бытовые отходы попадают в мусорную корзину в школьных помещениях;

определить фракционный состав отходов;

определить вес фракций и процентный состав отходов, образующихся за 1 день;

отобразить состав бытовых отходов школы в сводной таблице;

акцентировать внимание на проблемах, возникающих с увеличением количества отходов, совместно с учащимися найти возможные варианты их решения.

Период выполнения: октябрь 2020года

Участники: 39 человек (педагоги, учащиеся 7-х классов).

Помещения, в которых проводилось исследование: учебные кабинеты, столовая, кабинеты технического и обслуживающего труда.

Анализ результатов исследования за 1 день

Фракции отходов, которые были найдены в результате исследования

Вес отходов, граммы

Удельный вес, %

Учебные кабинеты

Столовая

Кабинеты технического и обслужи-вающего труда

Пищевые отходы

5000

10013

-

49

Бумага, картон

3000

4009

500

25

Пластмассы

1000

2006

-

10

Растительные отходы

400

-

-

1,3

Металлы

-

501

-

1,6

Стекло

-

1005

-

3,2

Текстиль

-

-

600

2

Стружка древесная

-

-

1200

3.9

Другие отходы

300

400

600

4

Общее количество мусора

9700

17900

2909

100

Всего

30576

100

о1

Основными источниками отходов, образующихся в школе, являются:

  1. Упаковочные материалы из бумаги и полимеров от чипсов, конфет, печенья, соков, кукурузных палочек и т.д.
  2. Пластиковые бутылки от напитков,  упаковки от йогурта,  ручки, поломанные линейки, обложки от книг и тетрадей и т.д.
  3. Листы из тетрадей, исписанные тетради, картон, картонные коробки, исписанные альбомные листы.
  4. Пищевые отходы (огрызки яблок, груш, кожура апельсинов, мандаринов, бананов).
  5. Растительные отходы (листья и цветы комнатных растений).
  6. Металлы (консервные банки металлические).
  7. Стекло (стеклянные банки от пищевых продуктов, разбитая посуда).
  8. Текстиль (обрезки ткани).
  9. Стружка древесная.

о2

 

Задание 4.3  Выполнить план действий на год по минимизации отходов в школе​

Цель: Анализ изменения ситуации по минимизации отходов в школе и оценка эффективности проводимых мероприятий.

Задачи:

- составить план действий по минимизации отходов в школе, раздельному сбору отходов на 2020/2021 учебный год;

- провести беседы с учащимися на информационных и классных часах о необходимости раздельного сбора отходов;

- выполнить план по сдаче вторсырья на 2020/2021 учебный год;

 

Дата выполнения: сентябрь 2020 - май 2021 года

Участники: 296 человек (педагоги, учащиеся 1-11 классов и их родители)

 

Раздельный сбор отходов и сдача вторсырья – это система, при которой отходы разделяются по видам для того, чтобы их можно было переработать и создать из них новые вещи, а не просто выбросить.  В нашем учреждении образования производится сбор следующих видов вторсырья:

  1. Бумага и картон
  2. Стекло
  3. Металл

Результаты работы в данном направлении представлены в таблице.

 

Сбор вторсырья в государственном учреждении образования «Средняя школа № 39 г. Могилева»

Виды

вторсырья

2019 год

январь - март

2020 год

январь - март

2021 год

макулатура

20450 кг

13 720 кг

16 362 кг

черный металл

3330 кг

1311 кг

876 кг

цветной металл

5 кг

5 кг

5 кг

стекло

460 кг

712 кг

1000 кг

о3

о4

 

 Кроме того, наше учреждение образования присоединилось к проекту «Добрые крышечки».

Организаторы проекта предлагают не отправлять крышки на свалки, а собирать в специальные фирменные контейнеры проекта. Вторсырьё будет передано перерабатывающим организациям, а за счет средств, полученных от продажи, будут куплены медикаменты, инвентарь и оборудование для больных детей и взрослых.

о5о6

 

Задание 4.5 Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче

Цель: изучение качества и количества отходов, собранных в результате жизнедеятельности отдельной семьи за день, неделю, месяц, с целью определения возможности их уменьшения.

Задачи исследования:

- определить фракционный состав отходов;

- определить вес фракций и процентный состав отходов, образующихся за один день;

- отобразить состав и вес бытовых отходов, образующихся в дома, в сводной таблице.

Дата выполнения: март 2021 года

Участники – 97 учащихся 3,7,10 – х классов.

Инициативная группа:

учащаяся 3 класса Драздова Ульяна

учащийся 7 класса Драздов Сергей

учащаяся 10 класса Анастасьева Дарья

 

Учащимися нашей школы была проведена оценка количества и состава мусора, выбрасываемого семьями из 4-х человек за день, неделю, месяц. Мусор сортировали, а затем тщательно взвешивали. Результаты исследования приведены в таблицах. Кроме того, участники исследования разработали семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях.

Состав и количество отходов, образующихся в домашних условиях

(семья Драздовых Сергея и Ульяны) 

Дни

недели

Пищевые

отходы (гр.)

Текстиль

(гр.)

Металл

(гр.)

Пластик

(гр.)

 

Стекло

(гр.)

Бумага

(гр.)

Понедельник

850

50

-

40

-

250

Вторник

1200

150

40

80

600

350

Среда

960

-

-

-

-

300

Четверг

850

-

-

120

300

-

Пятница

1000

500

80

40

-

-

Суббота

1200

-

-

80

-

300

Воскресенье

1300

-

40

100

200

-

Всего, грамм

7360

700

160

460

1100

1200

Процентный состав, %

67

6

2

4

10

11

о7  

В результате проведенного анализа было выявлено, что за 7 дней в семье Драздовых Сергея и Ульяны было собрано 10980 гр. мусора. В течение месяца семья собирает приблизительно  43920 гр. отходов. Среди всего домашнего мусора на первом месте – пищевые отходы (67%), второе место занимает бумага (11%), на третьем месте –  стекло (10%) , четвертое место – текстиль (6%),  изделия из пластика – на пятом месте (4%), металл занимает шестое место (2%).

о8

о9

о10

 

Состав и количество отходов, образующихся в домашних условиях

(семья Анастасьевой Дарьи) 

Дни

недели

Пищевые

отходы (гр.)

Текстиль

(гр.)

Металл

(гр.)

Пластик

(гр.)

 

Стекло

(гр.)

Бумага

(гр.)

Понедельник

900

 

60

40

600

350

Вторник

950

40

-

80

-

200

Среда

1200

-

-

160

200

300

Четверг

850

70

40

120

300

250

Пятница

1200

-

160

80

-

150

Суббота

1000

-

-

40

-

350

Воскресенье

950

-

80

120

-

200

Всего, грамм

7050

110

340

640

1100

1800

Процентный состав, %

64

1

3

6

10

16

о11

В результате проведенного анализа было выявлено, что за 7 дней в семье Филипенко Дарьи было собрано 11040 гр. мусора. За месяц количество собранного мусора составляет примерно 44160 гр. Основная часть мусора – это пищевые отходы и бумага (64% и 16% соответственно), меньшую часть отходов составляют стекло и пластик (16% и 10%), металл составляет 3% отходов, а текстиль – 1%.

В ходе изучения было выяснено, что основными источниками отходов, образующихся  дома, являются:

  1. пищевые отходы;
  2. бумажный мусор состоит из тетрадных листов, упаковочной бумаги, картона, исписанных альбомных листов, бумажных полотенец;
  3. полиэтилен – это целлофан для обертки, упаковка от семечек и чипсов, п/э пакеты, обложки от книг и тетрадей;
  4. пластик – это баночки из-под йогурта, сметаны, пластиковые бутылки; 
  5. металлические консервные банки;
  6. стеклянные банки от пищевых продуктов и соков, разбитая посуда;
  7. обрезки ткани.

о12

Не забывайте о том, что любой вещи можно дать вторую жизнь!

о13

о14 

ЧИСТЫЙ ДОМ – ЧИСТАЯ ПЛАНЕТА