Цель: Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования.
Задачи:
1.Научиться определять степень загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы.
- Изучить механизмы минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы.
№ |
Задание |
Даты выполнения |
Кол-во участников |
Целевые группы |
Ответств. педагогический работник |
Краткое описание выполнения задания (этапы) |
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания |
5.1 |
5.1Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования |
октябрь 2020 года - май 2021 |
168 учащихся |
7-8-е классы |
Адамова О.П. |
1.Познакомились с методом биоиндикации загрязнения атмосферного воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной. 2. По внешним морфологическим показателям хвои сосны мы оценили степень загрязнения атмосферного воздуха на пришкольной и прилегающей территории. 3.Пробы хвои отбирались на пришкольной территории со стороны жилых домов и прилегающей территории вдоль дороги |
1. Проведена работа по изучению степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования. 2. Выявлены причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования |
5.2. |
5.2.Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования |
Январь-март 2021 |
16 учащихся |
8-е классы |
Адамова О.П. |
Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова в микрорайоне учреждения образования. Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования. Составить отчет по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха. Разместить отчёт на сайте учреждения образования. |
Составлен отчет по результатам изучения. Отчёт размещен на сайте учреждения образования |
|
5.4.Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования Определены основные причины загрязнения атмосферного воздуха. Разработаны памятки |
Апрель 2021 г. |
16 учащихся |
8-е классы |
Адамова О.П. |
Определены основные причины загрязнения атмосферного воздуха. Разработаны памятки по минимизации загрязнения; разработаны Памятки разместить на сайте учреждения образования |
Определены основные причины загрязнения атмосферного воздуха. Разработаны памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения; разработаны памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения Памятки размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации |
|
5.5 Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения |
Апрель 2021 г. |
16 учащихся |
8-е классы |
Адамова О.П. |
Разработан план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования |
Составлен план действий и размещен на сайте |
Задание 5.2 Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования
Дата выполнения: январь – март 2021 г.
Целевая группа: 8 «А» класс
Количество участников: 16
Список участников:
1 |
Авчинников Олег Николаевич |
2 |
Адамчук Андрей Денисович |
3 |
Боганев Кирилл Дмитриевич |
4 |
Борохова Виктория Александровна |
5 |
Галинский Сергей Игоревич |
6 |
Гонтаренко Виолетта Александровна |
7 |
Горбачева Дарья Андреевна |
8 |
Губанова Лолита Андреевна |
9 |
Елисеенко Полина Александровна |
10 |
Зайцев Егор Алексеевич |
11 |
Зейдина Влада Руслановна |
12 |
Казаченко Никита Алексеевич |
13 |
Климовцова Мария Васильевна |
14 |
Колосов Леонид Алексеевич |
15 |
Кольянко Ульяна Игоревна |
16 |
Кузьменко Дмитрий Николаевич |
Этапы выполнения заданий и результаты:
Целевая группа занималась изучением атмосферных осадков в виде дождя и снега.
Косвенным показателем уровня загрязнения атмосферного воздуха могут служить данные о химическом составе атмосферных осадков.
Определение места и продолжительности отбора проб
Отбор проб атмосферных осадков производили на пришкольной территории, в месте, представляющем собой открытую ровной площадку, удаленную от деревьев, зданий, линий электропередачи, локальных источников загрязнения атмосферного воздуха. Для того чтобы проба не была загрязнена почвой во время ливня и снегопада, ёмкость для отбора проб атмосферных осадков установили на высоте 1,5 м от поверхности земли. Продолжительность отбора проб составляла 24 часа. Пробы отбирали в одно и то же время – 09:00.
Основное оборудование и вспомогательные материалы
В условиях отсутствия профессионального оборудования – осадкосборника - отбор проб дождевой воды производили в сборную ёмкость диаметром в 25 см через полиэтиленовую воронку с надетым на горловину защитным приспособлением, препятствующим попаданию сухих атмосферных выпадений. Для отбора проб твердых осадков (снег) в холодный период года применяли пластмассовую ванночку диаметром 30 см и высотой 40 см.
Отбор проб атмосферных осадков
Процедура отбора проб, проводимая нами, состояла из следующих шагов:
взяли сборный сосуд, необходимый для переливания пробы осадков;
заменили сборный сосуд осадкосборника;
занесли сборный сосуд внутрь помещения, в химический кабинет школы;
измерили объем осадков градуированным цилиндром;
пробу твердых осадков (снега) предварительно растопили при комнатной температуре в закрытой крышкой ёмкости; производили измерение объема полученной жидкости после таяния;
профильтровали пробу;
отлили необходимый объем пробы для измерения водородного показателя в специальные стаканчики;
произвели измерения;
ополоснули сборный сосуд дистиллированной водой и поместили его вверх дном в чистое место для сушки; промыли проточной водой и ополоснули дистиллированной водой градуированный цилиндр, который использовались для измерения объема пробы.
Определение водородного показателя (рН)
Химический состав проб атмосферных осадков изменяется со временем в результате химических, физических или биологических процессов. В связи с этим производили измерение водородного показателя рН после отбора проб атмосферных осадков не позднее 2 часов.
Для измерения величины рН в пробах атмосферных осадков и снежного покрова используют потенциометрический метод с применением соответствующего прибора – рН-метра. рН-метры бывают портативного или стационарного типа. Водородный показатель (рН) измеряется в так называемых единицах рН.
Средства измерений, вспомогательные устройства, материалы, растворы
При выполнении измерений применяют следующие средства измерений, вспомогательные устройства, реактивы и материалы:
рН-метр с погрешностью измерений не более 0,05 рН;
комбинированный стеклянный рН-электрод;
колбы мерные;
магнитная мешалка и перемешивающий стержень с тефлоновым покрытием;
стаканы химические полимерные;
воронка лабораторная;
промывалка;
сосуды полипропиленовые для хранения растворов и проб;
фильтры обеззоленные «белая, красная, синяя лента»;
стандарт-титры для приготовления образцовых буферных растворов:
буферный раствор гидрофталат калия с величиной рН = 4,01 при температуре 25ºС;
буферный раствор дигидрофосфат калия и гидрофосфат натрия с величиной рН = 6,86 при температуре 25ºС;
буферный раствор тетраборат натрия 10-водный с величиной рН = 9,18 при температуре 25ºС;
вода бидистиллированная;
электролиты для хранения электродов и их чистки (следует использовать растворы электролитов, рекомендованные производителем).
Выполнение измерения величины рН
тщательно промыли химический полимерный стакан бидистиллированной водой и ополоснули небольшим количеством анализируемой пробы;
наполнили стакан анализируемой пробой и опустили в него перемешивающий стержень с тефлоновым покрытием;
поставили стакан с анализируемой пробой на магнитную мешалку;
тщательно ополоснули электрод и температурный датчик (щуп) бидистиллированной водой и небольшим количеством исследуемых осадков;
погрузили одновременно электрод и температурный датчик (щуп) в стакан с анализируемой пробой примерно на 4 см;
включили электромагнитную мешалку, но не на полные обороты (перемешивание пробы необходимо для того, чтобы измерение было подлинным для целой пробы, а не только для той части, где расположен электрод);
записали показания прибора через 1-2 минуты (после установления постоянного значения);
повторили измерения через 3-5 минут;
тщательно ополоснули электрод и температурный датчик (щуп) дистиллированной водой и удалили остатки воды фильтровальной бумагой;
выключили рН-метр;
электрод поместили в раствор электролита.
Таблица 1. Результаты измерений pH в суточных пробах атмосферных осадков
№ пробы |
Дата |
Место отбора пробы |
Вид осадков |
Объем пробы, мл |
I измерение |
II измере ние |
Среднее значение |
Примечание |
1 |
11.01. 2021 |
Территория школы |
снег |
100 мл |
6,80 |
6,80 |
6,80 |
Осадки содержат твердые частицы черного цвета (сажа) |
2 |
11.02.2021 |
Территория школы |
снег |
100 мл |
6,78 |
6,80 |
6,79 |
|
3 |
11.03.2021 |
Территория школы |
дождь |
50 мл |
6,81 |
6,79 |
6,80 |
|
Анализ полученных результатов
Полученные данные мы сравнили их с Нормативами качества атмосферного воздуха, утвержденными Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Согласно литературным источникам по величине рН атмосферные осадки, в том числе и снежный покров, подразделяются на 4 группы:
рН ≤ 4,0 – кислые;
4,0 < рН < 5,0 – слабокислые;
5,0 < рН < 7,0 – нейтральные;
рН >7,0 – слабощелочные.
Полученные в результате исследования данные позволяют сделать следующий вывод: пробы атмосферных осадков в виде снега и дождя, собранные на пришкольной территории, по pH показателю относятся к нейтральным. Твердые частицы – результат выброса в атмосферу продуктов сгорания.
Изучение качества воздуха и воды