Направление 5. «Качество атмосферного воздуха»

Цель: Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования.

Задачи:

1.Научиться определять степень загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы.

  1. Изучить механизмы минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы.

 

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответств. педагогический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

5.1

5.1Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования

октябрь 2020 года - май 2021

168 учащихся

7-8-е классы

Адамова О.П.

1.Познакомились с методом биоиндикации загрязнения атмосферного воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной.

2. По внешним морфологическим показателям хвои сосны мы оценили степень загрязнения атмосферного воздуха на пришкольной и прилегающей территории. 3.Пробы хвои отбирались на пришкольной территории со стороны жилых домов и прилегающей территории вдоль дороги

1. Проведена работа по изучению степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования.

2. Выявлены причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

5.2.

5.2.Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования

Январь-март 2021

16 учащихся

8-е классы

Адамова О.П.

Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова в микрорайоне учреждения образования.

Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования.

Составить  отчет по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха.

Разместить  отчёт на сайте учреждения образования.

Составлен отчет по результатам изучения. Отчёт размещен на сайте учреждения образования

 

5.4.Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования Определены основные причины загрязнения атмосферного воздуха. Разработаны памятки

Апрель 2021 г.

16 учащихся

8-е классы

Адамова О.П.

Определены основные причины загрязнения атмосферного воздуха. Разработаны памятки по минимизации загрязнения; разработаны Памятки разместить на сайте учреждения образования

Определены основные причины загрязнения атмосферного воздуха. Разработаны памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения; разработаны памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения Памятки размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации

 

5.5 Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения

Апрель 2021 г.

16 учащихся

8-е классы

Адамова О.П.

Разработан план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

Составлен план действий и размещен на сайте

 

Задание 5.2 Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования

Дата выполнения: январь – март 2021 г.

Целевая группа: 8 «А» класс

Количество участников: 16

               Список участников:

1

Авчинников Олег Николаевич

2

Адамчук Андрей Денисович

3

Боганев Кирилл Дмитриевич

4

Борохова Виктория Александровна

5

Галинский Сергей  Игоревич

6

Гонтаренко Виолетта Александровна

7

Горбачева Дарья Андреевна

8

Губанова Лолита Андреевна

9

Елисеенко Полина Александровна

10

Зайцев Егор Алексеевич

11

Зейдина Влада Руслановна

12

Казаченко Никита Алексеевич

13

Климовцова Мария Васильевна

14

Колосов Леонид Алексеевич

15

Кольянко Ульяна Игоревна

16

Кузьменко Дмитрий Николаевич

              

               Этапы выполнения заданий и результаты:

Целевая группа занималась изучением атмосферных осадков в виде дождя и снега.

Косвенным показателем уровня загрязнения атмосферного воздуха могут служить данные о химическом составе атмосферных осадков.

               Определение места и продолжительности отбора проб

Отбор проб атмосферных осадков  производили на пришкольной территории, в месте, представляющем собой  открытую ровной  площадку, удаленную от деревьев,  зданий, линий электропередачи, локальных источников загрязнения атмосферного воздуха.  Для того чтобы проба не была загрязнена почвой во время ливня и снегопада, ёмкость для отбора проб атмосферных осадков установили  на высоте  1,5 м от поверхности земли. Продолжительность отбора проб составляла 24 часа. Пробы  отбирали в  одно и то же время – 09:00.

                 Основное оборудование и вспомогательные материалы

В условиях отсутствия профессионального оборудования – осадкосборника - отбор проб дождевой воды  производили в сборную ёмкость диаметром в 25 см через  полиэтиленовую воронку с надетым на горловину защитным приспособлением, препятствующим попаданию сухих атмосферных выпадений.  Для отбора проб твердых осадков (снег) в холодный период года применяли пластмассовую ванночку диаметром 30  см и  высотой 40 см.

             Отбор проб атмосферных осадков

 Процедура отбора проб, проводимая нами, состояла  из следующих шагов:

взяли сборный сосуд, необходимый для переливания пробы осадков;

заменили сборный сосуд осадкосборника;

занесли сборный сосуд внутрь помещения,  в химический кабинет школы;

измерили объем осадков градуированным цилиндром;

пробу твердых осадков (снега) предварительно растопили при комнатной температуре в закрытой крышкой  ёмкости;  производили измерение объема полученной жидкости после таяния;

профильтровали пробу;

отлили необходимый объем пробы для измерения водородного показателя  в специальные стаканчики;

произвели измерения;

ополоснули сборный сосуд дистиллированной водой и поместили его вверх дном в чистое место для сушки; промыли проточной водой и ополоснули дистиллированной водой градуированный цилиндр, который использовались для измерения объема пробы.

        Определение водородного показателя (рН)

Химический состав проб атмосферных осадков изменяется со временем в результате химических, физических или биологических процессов. В связи с этим производили измерение водородного показателя рН после отбора проб атмосферных осадков не позднее 2 часов.

Для измерения величины рН в пробах атмосферных осадков и снежного  покрова используют потенциометрический метод с применением соответствующего прибора – рН-метра. рН-метры бывают портативного или стационарного типа.  Водородный показатель (рН) измеряется в так называемых единицах рН.

Средства измерений, вспомогательные устройства, материалы, растворы

При выполнении измерений применяют следующие средства измерений, вспомогательные устройства, реактивы и материалы:

рН-метр с погрешностью измерений не более 0,05 рН;

комбинированный стеклянный рН-электрод;

колбы мерные;

магнитная мешалка и перемешивающий стержень с тефлоновым покрытием;

стаканы химические полимерные;

воронка лабораторная;

промывалка;

сосуды полипропиленовые для хранения растворов и проб;

фильтры обеззоленные «белая, красная, синяя лента»;

стандарт-титры для приготовления образцовых буферных растворов:

буферный раствор гидрофталат калия с величиной рН = 4,01 при температуре 25ºС;

буферный раствор дигидрофосфат калия и гидрофосфат натрия с величиной рН = 6,86 при температуре 25ºС;

буферный раствор тетраборат натрия 10-водный с величиной рН = 9,18 при температуре 25ºС;

вода бидистиллированная;

электролиты для хранения электродов и их чистки (следует использовать растворы электролитов, рекомендованные производителем).

Выполнение измерения величины рН

тщательно промыли химический полимерный стакан бидистиллированной водой и ополоснули небольшим количеством анализируемой пробы;

наполнили стакан анализируемой пробой и опустили в него перемешивающий стержень с тефлоновым покрытием;

поставили стакан с анализируемой  пробой на магнитную мешалку;

тщательно ополоснули электрод и температурный датчик (щуп)  бидистиллированной водой и небольшим количеством  исследуемых осадков;

погрузили одновременно электрод и температурный датчик (щуп) в стакан с анализируемой пробой примерно на 4 см;

включили электромагнитную мешалку, но не на полные обороты (перемешивание пробы необходимо для того, чтобы измерение было подлинным для целой пробы, а не только для той части, где расположен электрод);

записали показания прибора через 1-2 минуты (после установления постоянного значения);

повторили измерения через 3-5 минут;

тщательно ополоснули электрод и температурный датчик (щуп) дистиллированной водой и удалили остатки воды фильтровальной бумагой;

выключили рН-метр;

электрод поместили в раствор электролита.

Таблица 1. Результаты измерений pH в суточных пробах атмосферных осадков

пробы

Дата

Место отбора пробы

Вид осадков

Объем пробы, мл

I измерение

II

измере

ние

Среднее значение

Примечание

1

11.01. 2021

Территория школы

снег

100 мл

6,80

6,80

6,80

Осадки содержат твердые частицы черного цвета (сажа)

2

11.02.2021

Территория школы

снег

100 мл

6,78

6,80

6,79

 

3

11.03.2021

Территория школы

дождь

50 мл

6,81

6,79

6,80

 

 

Анализ полученных результатов

Полученные данные мы сравнили их с Нормативами качества атмосферного воздуха, утвержденными  Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Согласно литературным источникам по величине рН атмосферные осадки, в том числе и снежный покров, подразделяются на 4 группы:

рН  ≤ 4,0 – кислые;

4,0 <   рН < 5,0 – слабокислые;

5,0  <  рН  < 7,0 – нейтральные;

рН  >7,0 – слабощелочные.

Полученные в результате исследования данные позволяют сделать следующий вывод: пробы атмосферных осадков в виде снега и дождя, собранные на пришкольной территории, по pH показателю относятся к нейтральным. Твердые частицы – результат выброса в атмосферу продуктов сгорания.

 

Изучение качества воздуха и воды

Исследование атмосферного воздуха

Цель: Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования.

Задачи:

1.Научиться определять степень загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы.

2.Изучить механизмы минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы.

Количество участников: 168 учащихся 7-9-х классов.

Работа велась с октября 2020 года по май 2021.

Инициативная группа:

8 «Б» класс

  1. Суркант Ульяна
  2. Кишкунова Карина
  3. Пахомова Мария
  4. Лескова Алина
  5. Зюзин Никита
  6. Дубинский Дмитрий
  7. Ермолаевский Данила
  8. Корольков Александр
  9. Галинский Сергей
  10. Гонтаренко Виолетта

 

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответств. педагогический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

5.1

5.1Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования

октябрь 2020 года - май 2021

168 учащихся

8-9-е классы

Адамова О.П.

1.Познакомились с методом биоиндикации загрязнения атмосферного воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной.

2. По внешним морфологическим показателям хвои сосны мы оценили степень загрязнения атмосферного воздуха на пришкольной и прилегающей территории. 3.Пробы хвои отбирались на пришкольной территории со стороны жилых домов и прилегающей территории вдоль дороги

1. Проведена работа по изучению степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования. 2. Выявлены причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

 

Учащиеся познакомились с методом биоиндикации загрязнения атмосферного воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной. По внешним морфологическим показателям хвои сосны мы оценили степень загрязнения атмосферного воздуха на пришкольной и прилегающей территории. Пробы хвои отбирались на пришкольной территории со стороны жилых домов и прилегающей территории вдоль дороги.

1

2

 

Хвоя сосны обыкновенной хвоя очень чувствительна к загрязнению воздуха.

Состояние хвои

Количество хвои

Доля поврежденных от общего количества

Обследовано

500

 

некрозы

 

 

1- й класс

 67

-

2- й класс

105

21

3- й класс

 99

19,8

хлорозы

 

 

1- й класс

80

-

2- й класс

72

14,4

3- й класс

59

11,8

4- й класс

18

3,6

 

 

3

4

5

6

7

8

 

Вывод: возле дороги основная масса хвоинок повреждена, что свидетельствует о загрязнении воздуха выхлопными газами. На территории школы, со стороны жилых домов, основная масса хвоинок – здорова, и лишь малая часть имеет светло-зеленные пятна и некротические повреждения.

Также учащимися были проведены исследования по выявлению запыленности пришкольной и прилегающей к школе территории. Ребята с помощью скотча исследовали тыльную сторону листа на наличие пыли.

 

Количество листьев

Доля запыленности  от общего

Общее количество

200

 

Незначительная запыленность

40

20

Малая   запыленность

100

50

Средняя  запыленность

30

15

Высокая  запыленность

30

15

 

 

9

10

11

Вывод: Основная масса листьев со средней и высокой степенью загрязнения находилась вдоль дороги. На пришкольной территории взятые пробы были с незначительной и малой степенью запыления.

свернуть

План действий на год

по уменьшению загрязнений атмосферного воздуха
развернуть
  1. Оснастить системами пылегазозолоулавливания топливосжигающего оборудования при переводе его на твердое топливо или строительстве новых энергетических объектов.
  2. Прекращение производства лакокрасочных материалов с содержанием летучих органических соединений 50% и более.
  3. Организации выпуска и потребления моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, увеличения использования биодизельного топлива и биоэтанола.
  4. Увеличение доли общественного транспорта с улучшенными экологическими характеристиками и электротранспорта, в крупных городах.
  5. Выбор оптимальных параметров дорожного движения и улично-дорожной сети, типов пересечений, в том числе развязок на разных уровнях, строительства подземных (надземных) переходов, организации безопасного велосипедного движения.
  6. Использование дождевых и талых вод для производственных нужд.
  7. Обеспечение очистки дождевых и талых вод в населенных пунктах.
  8. Внедрение современных инновационных технологий мониторинга состояния окружающей среды и контроля ее загрязнения, совершенствования системы сбора, передачи, хранения и анализа экологической информации.
  9. Организации экологически безопасного хранения опасных отходов на промышленных объектах.
  10. Максимальное сохранение существующих природных комплексов при строительстве в городах и их пригородных зонах новых объектов.
  11. Снижение выбросов в атмосферный воздух городов загрязняющих веществ, по которым фиксируются превышения допустимых концентраций.
свернуть

Памятка

ЧТОБЫ НЕ ЗАГРЯЗНЯТЬ АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ:
развернуть
  1. Используйте общественный транспорт:чем реже вы пользуетесь личным автомобилем, тем меньше продуктов горения попадет в атмосферу. К тому же вы поспособствуете уменьшению пробок.
  2. Держите автомобильные шины накаченными:плохо накаченные шины увеличивают потребление топлива и, как следствие, выхлопных газов.
  3. Посадите дерево:даже одно дерево поможет легче дышать, а целый сад сможет очистить огромное количество токсичного воздуха. Комнатные растения также спасают от переизбытка углекислого газа.
  4. Выключайте свет: не стоит держать свет и электрические приборы включенными, если в этом нет необходимости. Чем больше электроэнергии вы тратите, тем больше загрязняете воздух.
  5. Используйте бумагу с двух сторон:неэкономное использование бумаги - это не только вырубка лесов, но и токсичное производство. Используя ненужные листы, как черновики или распечатывая документов с двух сторон, вы спасет не только лес, но и уменьшаете количество опасных выбросов в атмосферу.
  6. Выбирайте продукты с минимальной упаковкой:постарайтесь в магазинах и супермаркетах отдавать предпочтение товарам с минимальной упаковкой, или упаковкой, которую можно использовать повторно.
  7. Покупайте вещи, сделанные из переработанных материалов:это позволит снизить потребность в новом сырье для производства новых предметов.
  8. Используйте холодную воду вместо горячей: отдавая предпочтение холодной воде для стирки, мойки пола или посуды - вы экономите топливо и уменьшаете количество опасных выбросов в атмосферу.
  9. Ешьте местные продукты: старайтесь покупать местные овощи и мясо, не стоит поощрять долгие грузоперевозки.
  10. Используйте краски на водной основе:чем меньше нефтепродуктов вы используете в быту, тем лучше для вашего здоровья и состояния окружающей среды.
  11. Избегайте полиэтиленовых кульков:они загрязняют атмосферу и содержат токсичные вещества. Помните, срок разложения привычного и удобного для нас пакета - более 60 лет.
  12. Используйте одеяло, когда на улице холодно: при первых признаках понижения температуры не стоит сразу же включать обогреватель или автономное отопление. Вместо того, чтобы тратить ценные ресурсы, можно просто укрыться пледом или теплее одеться.
  13. Пользуйтесь аккумуляторами: ежегодно покупается миллиарды батареек, и лишь 30% из них сдаются на пункты утилизации. Аккумуляторы не только уменьшат количество опасного мусора, но и существенно сэкономят ваш бюджет.

 

свернуть