Средовые ресурсы образовательной интеграции детей с нарушениями речи

Основные группы средовых ресурсов Составляющие отдельных групп средовых ресурсов
Пространственные ресурсы

 

(многофункциональное пространство, основные маршруты)

 

В пространстве кабинета для логопедических занятий (для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий) традиционно выделяются 3 зоны:

  • зона, в которой пространственно-организующим элементом выступает настенное зеркало (перед которым проводится значительная часть индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков, мимическая гимнастика и др. упражнения);
  • зона для групповых (до 6 учеников) занятий – образуется из столов и стульев для детей, настенных досок (грифельных, магнитных), фланелеграфа;
  • зона рабочего места учителя-логопеда – состоит из стола логопеда, шкафов для наглядных пособий, книг и др., места для магнитофона, компьютера и пр.

Целесообразным является также выделение таких зон, как:

  • зона для проведения психогимнастики и логоритмических и иных упражнений, связанных с выполнением детьми движений в различных направлениях. В этой зоне дети могут свободно передвигаться, располагаться на полу, на мягких модулях (в т.ч. полукругом или кругом для проведения коммуникативных упражнений);
  • зоны, элементом которой является кушетка, – для проведения индивидуальной работы средствами логопедического массажа, дыхательной гимнастики и пр.

Кабинет для логопедических занятий должен отвечать требованиям звукоизоляции и должен хорошо проветриваться (для проведения дыхательной гимнастики).

Предметные

ресурсы

 

(мебель, оборудование, дидактический материал и т.п.)

1.     специальная мебель и оборудование: умывальник, кушетка – для проведения массажа, релаксационных упражнений, столик для инструментов, стол возле настенного зеркала с местным освещением, экран для закрывания лица логопеда;

2.     аппараты и приборы: магнитофон, диктофон, метроном, видеомагнитофон, магнитофонные кассеты, зеркала ручные и настенное, персональный компьютер, приборы типа АИР, секундомер, песочные часы, экран, диапроектор (или фильмоскоп);

3.     медицинский инструментарий и материалы: наборы логопедических зондов и шпателей, вата, бинт, марлевые и бумажные салфетки, дезинфицирующий материал;

4.     оборудование для демонстрации: настенные доски (грифельные и магнитные), наборное полотно, фланелеграф, ковролинограф.

5.     белый и цветной мел, наборы цветных карандашей, ручек, маркеров.

6.     дидактический материал: настенная касса букв, настенная слоговая таблица, индивидуальные кассы букв и слогов, звуковые и слоговые схемы слов, различные речевые игры и игры для развития мелкой моторики, сенсорных способностей, внимания и памяти, мыслительных операций, наглядно-иллюстративный материал для развития устной и письменной речи, игрушки (в том числе звучащие, образные), муляжи, конструкторы, счетный материал, альбомы и другой материал для обследования, книги для чтения, сборники диктантов и др.

Используемые пособия должны отвечать техническим и эстетическим требованиям (тексты и иллюстрации должны быть четкими, удобообозримыми). Все пособия должны быть аккуратными и безопасными для детей.

Организационные

ресурсы

 

(режимы, дозировки, нагрузки)

Единый речевой режим (как система мероприятий и требований, направленных на закрепление усвоенных детьми правильных произносительных навыков) в образовательном учреждении и семье.

Речь логопеда как образец (орфоэпическая правильность, неторопливый темп, достаточную громкость и выразительность, слитность речи, правильное речевое дыхание, опора на гласные звуки).

Дозировки учебного, и особенно – речевого и языкового материала – дифференцированно, с учетом характера речевого нарушения и этапа коррекционной работы.

Подбор лингвистического материала: коммуникативно-значимого для ученика, доступного по содержанию, соответствующего его произносительным возможностям.

Использование в качестве правил, регламентирующих речевую деятельность детей, различных речевых памяток, правил речевого поведения (для детей с заиканием, ОНР и др.).

Социально-психологические

ресурсы

 

(социальные нормы и отношения, установки, стиль общения и др.)

 

Учитель-логопед взаимодействует не только с ребенком, но и с его семьей («семейная центрированность»), действует в рамках технологии профессионального взаимодействия («междисциплинарность взаимодействия»).

Терпеливое, тактичное и доброжелательное отношение учителя-логопеда к ребенку и его родителям (в любых ситуациях общения). Специалист выбирает коммуникативную тональность в процессе консультирования родителей и специалистов-смежников.

Участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе создает благоприятную среду для работы по преодолению и предупреждению речевых нарушений у детей. Важным является формирование у родителей адекватной позиции в отношении наличия того или иного нарушения речи у ребенка (в противоположность неадекватной – недооценки или гиперрефлексии на дефекте).

Обсуждение закрыто.