Основные группы средовых ресурсов | Составляющие отдельных групп средовых ресурсов |
Пространственные ресурсы
(многофункциональное пространство, основные маршруты)
|
В пространстве кабинета для логопедических занятий (для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий) традиционно выделяются 3 зоны:
Целесообразным является также выделение таких зон, как:
Кабинет для логопедических занятий должен отвечать требованиям звукоизоляции и должен хорошо проветриваться (для проведения дыхательной гимнастики). |
Предметные
ресурсы
(мебель, оборудование, дидактический материал и т.п.) |
1. специальная мебель и оборудование: умывальник, кушетка – для проведения массажа, релаксационных упражнений, столик для инструментов, стол возле настенного зеркала с местным освещением, экран для закрывания лица логопеда;
2. аппараты и приборы: магнитофон, диктофон, метроном, видеомагнитофон, магнитофонные кассеты, зеркала ручные и настенное, персональный компьютер, приборы типа АИР, секундомер, песочные часы, экран, диапроектор (или фильмоскоп); 3. медицинский инструментарий и материалы: наборы логопедических зондов и шпателей, вата, бинт, марлевые и бумажные салфетки, дезинфицирующий материал; 4. оборудование для демонстрации: настенные доски (грифельные и магнитные), наборное полотно, фланелеграф, ковролинограф. 5. белый и цветной мел, наборы цветных карандашей, ручек, маркеров. 6. дидактический материал: настенная касса букв, настенная слоговая таблица, индивидуальные кассы букв и слогов, звуковые и слоговые схемы слов, различные речевые игры и игры для развития мелкой моторики, сенсорных способностей, внимания и памяти, мыслительных операций, наглядно-иллюстративный материал для развития устной и письменной речи, игрушки (в том числе звучащие, образные), муляжи, конструкторы, счетный материал, альбомы и другой материал для обследования, книги для чтения, сборники диктантов и др. Используемые пособия должны отвечать техническим и эстетическим требованиям (тексты и иллюстрации должны быть четкими, удобообозримыми). Все пособия должны быть аккуратными и безопасными для детей. |
Организационные
ресурсы
(режимы, дозировки, нагрузки) |
Единый речевой режим (как система мероприятий и требований, направленных на закрепление усвоенных детьми правильных произносительных навыков) в образовательном учреждении и семье.
Речь логопеда как образец (орфоэпическая правильность, неторопливый темп, достаточную громкость и выразительность, слитность речи, правильное речевое дыхание, опора на гласные звуки). Дозировки учебного, и особенно – речевого и языкового материала – дифференцированно, с учетом характера речевого нарушения и этапа коррекционной работы. Подбор лингвистического материала: коммуникативно-значимого для ученика, доступного по содержанию, соответствующего его произносительным возможностям. Использование в качестве правил, регламентирующих речевую деятельность детей, различных речевых памяток, правил речевого поведения (для детей с заиканием, ОНР и др.). |
Социально-психологические
ресурсы
(социальные нормы и отношения, установки, стиль общения и др.)
|
Учитель-логопед взаимодействует не только с ребенком, но и с его семьей («семейная центрированность»), действует в рамках технологии профессионального взаимодействия («междисциплинарность взаимодействия»).
Терпеливое, тактичное и доброжелательное отношение учителя-логопеда к ребенку и его родителям (в любых ситуациях общения). Специалист выбирает коммуникативную тональность в процессе консультирования родителей и специалистов-смежников. Участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе создает благоприятную среду для работы по преодолению и предупреждению речевых нарушений у детей. Важным является формирование у родителей адекватной позиции в отношении наличия того или иного нарушения речи у ребенка (в противоположность неадекватной – недооценки или гиперрефлексии на дефекте). |