Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).
Цель интегрированного обучения: способствовать успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития.
Задачи интегрированного обучения:
освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;
исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;
создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;
формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;
формирование позитивно ориентированной личности;
профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.
Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах.
В средних школах могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания, в дошкольных учреждениях могут быть открыты группы интегрированного обучения и воспитания.
В рамках реализации программ специального образования может быть организовано обучение следующих категорий лиц с особенностями психофизического развития:
с тяжелыми нарушениями речи
с трудностями в обучении
с нарушениями зрения
с нарушением слуха
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
с интеллектуальной недостаточностью
с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
Учащиеся данных категорий обучаются по программам специального образования на уровне общего среднего образования. Однако родители детей с особенностями психофизического развития должны понимать, что несовершеннолетние, относящиеся к первым пяти перечисленным категориям, получают образование, максимально приближенное к цензовому, что позволяет продолжить образование данных учащихся в учреждениях профессионально-технического и высшего образования.
Классы интегрированного обучения и воспитания:
полной наполняемости;
неполной наполняемости.
Количество учащихся с ОПФР в классах интегрированного обучения полной наполняемости.
Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них: — не более трех лиц с особенностями психофизического развития нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
— не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
— не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития (Кодекс Республики Беларусь Об образовании Гл.59, ст .273, п.1.1-1.4).
Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости.
Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог по предметам базового компонента (русский язык, математика, белорусский язык).
Учитель-дефектолог проводит занятия в отдельном, оснащенном необходимым учебно-методическим оборудованием, кабинете с 3-6 учащимися с особенностями психофизического развития.
Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости.
Класс интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости создаётся, когда количество детей с ОПФР меньше, чем указано в Кодексе Республики Беларусь об образовании (см. выше).
В классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью образовательный процесс осуществляет учитель, а учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия.
Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, может быть организовано обучение на дому.
Организация обучения на дому проводится на основании:
Кодекса Республики Беларусь об образовании (Гл. 22 Ст.152)
Инструкции о порядке организации получения общего среднего образования на дому от 31.08.2011 г. №250
На основании заключения ВКК поликлиники, диспансера, заявления законных представителей учащегося) и с разрешения управления образования, спорта и туризма администрации Советского района г. Гомеля
Целью обучения на дому является: реализация конституционных прав граждан на образование, создание необходимых условий для обучения учащихся, которые по медицинским показаниям не могут посещать учебные занятия в учреждениях образования, а также обеспечение учащихся максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
Для организации обучения на дому законные представители несовершеннолетнего учащегося подают в учреждение образования:
заявление (по определенной форме),
заключение врачебно-консультационной комиссии,
заключение ЦКРОиР.
В 2024/2025 учебном году на базе государственного учреждения образования “Средняя школа № 39 г. Могилёва” функционирует 1 класс интегрированного обучения и воспитания.
2 класс интегрированного обучения и воспитания.
В классе 20 учащихся, из них 4 учащихся обучаются по учебному плану 3 класса специальной школы для учащихся с трудностями в обучении и 1 учащийся по учебному плану 3 класса специальной школы для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
Учитель-дефектолог: Власова Наталья Аркадьевна
Зачисление в классы интегрированного обучения и воспитания
Зачисление в классы интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее — ЦКРОиР).
Специалисты психолого-медико-педагогической комиссии изучают особенности каждого ребенка, определяют его образовательный маршрут.
Благодаря слаженной работе педагогического коллектива дети с ОПФР легче адаптируются и социализируются среди сверстников, при этом получая дополнительную помощь со стороны учителей-дефектологов и педагогов-психологов.
Обучение ребенка в классе интегрированного обучения и воспитания возможно только с согласия законных представителей ребенка и соответствующего заключения психолого — медико-педагогической комиссии.
Цель психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) — выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.
Предварительная запись ребенка на обследование в ПМПК осуществляется с согласия родителей (законных представителей).