Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. В А Сухомлинский
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Мы остановимся на одном из аспектов этой проблемы — развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее — от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».
Развитый мозг и неразвитая рука -вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Предлагаем игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце — двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными, Каждое задание имеет название, выполняется два-три раза в день.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение, Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически — в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу — с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Хотелось бы повторить основное правило для воспитателей, родителей и других специалистов, работающих с детьми, -работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
Тема 1. Детский сад и игрушки
Пальчиковая гимнастика
Дружба
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Методические указания. Первые две строчки — обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки — обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.
В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
Методические указания. На первую строчку — выставляем вверх большие пальцы, на вторую — соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. На третью — поочередно называемые пальцы соединяются с большим на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, другие пальцы сжаты в кулак. На шестую — кулачки стучат друг о друга. На последние две строчки — ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.
Наши пальцы
Пальцы встали дружно в ряд (показать ладони с выпрямленными пальцами).
Десять крепеньких ребят
(сжать пальцы в кулак).
Эти два — всему указки (показать два указательных пальца),
Все покажут без подсказки (придержать их большими пальцами).
Пальцы — два середнячка (показать два средних пальца),
Два здоровых бодрячка (придерживать их большими пальцами).
Ну, а эти безымянны молчуны, всегда упрямы. (Показать безымянные пальцы, остальные придерживать большими пальцами).
Два мизинца-коротышки (показать мизинцы, остальные придерживать большими пальцами).
Пальцы главные средь них (показать два больших пальца, остальные сжать в кулаки),
Два больших и удалых.
Шарик
Надуваем быстро шарик —
Он становится большим.
Вдруг наш шарик лопнул,
Воздух вышел — ш-ш-ш!
Стал он тонким и худым.
Методические указания. Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них — пальцы принимают форму шара. Воздух выходит — пальцы в исходное положение.
Фигурки из палочек
Как высоко качели взлетают
И детишек веселых качают.
Игрушка
Выложи бобами тонкую дорожку -И узнаешь ты меня, Ведь игрушка я твоя.
Кольцо
Выйду на крылечко, Вынесу колечко, Я его вместо игрушки Подарить хочу Валюшке.
Ласковая игра для пальчиков
Выбрать в «Чудесном мешочке» (сшит из красивой яркой ткани) на ощупь из трех игрушек одну нужную.
Дорисуй узор
Пальчиковая гимнастика Здравствуй
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава-мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы лукошечко несем,
Всю тебя мы соберем.
Методические указания. Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.
Травка
Ветерок шуршит травой,
Прячет ягодку от нас,
Только мы ее найдем,
На варенье соберем.
Методическиеуказания. Ладони повернуты к себе, пальцы растопырены. Интенсивное «трепетание» пальцами.
Фигурки из палочек
В лес гулять
мы пошли,
Корзинку ягод принесли.
Игра
Выложить горохом по нарисованному контуру
Загадка
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела 9
И вот теперь я спелая.
Выложить вряд, чередуя фасоль и бобы, геометрические фигуры, различные узоры.
Тема 3. Грибы
Пальчиковая гимнастика Этот пальчик
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все доел,
Оттого и похудел.
Методические указания. Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.
За грибами
Солнце утром встало рано, всех детишекприласкало.(ЛадонискресХ тить, пальцы широко раздвинуть J солнышко.)
Загрибамимыпошли.(Пальцт «идут» по столу, коленям.)
Три лукошка принесли. (Показатщ три пальца.)
Фигурки из палочек
В лес с корзинкой я пошел,
У пенька грибок нашел.
Игра
Выложить перловкой фигуру по нарисованному контуру.
Корзинка
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны — ладони «разъезжаются», и между пальцами образуются зазоры.
Грибы на поляне
Кто тут спрятан на картинке?
Помогите, пальчики!
Вы по контуру бегите,
Узнать картинку помогите.
Груздь
Груздь на солнце греет бок…
В кузовок иди, грибок.
Методические указания. Указательный палец правой руки — ножка; пальцы левой сомкнуты вместе шляпка. Произнося скороговорки, менять шляпку и ножку. Кузовок — переплетенные пальцы обеих рук плотно смыкаются, «забирая» к себе грибок.
Выложить из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
Предложить найти грибок в «Чудесном мешочке» среди нескольких различных игрушек. Дорисуй узор
Тема 4. Овощи
Пальчиковая гимнастика Засолка капусты
Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз),
Мы капусту солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).
Морковка
Не морковка — загляденье,
Выросла на удивленье,
Сочная да вкусная,
Для детей полезная.
Методические указания. Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой.
Фигурки из палочек
Машина везет урожай с полей
Игра
Выложить горошком по нарисованному контуру.
Загадка
Хотя и сахарной зовусь,
От дождя я не размокла,
Кругла, крупна, сладка на вкус
Узнали вы? Я… (свекла).
Удерживаниетеннисного мяча поочередно между пальцами.
Тема 5. Фрукты
Пальчиковая гимнастика Апельсин
Мы делили апельсин. Много нас, а он один. (Покрутить сжатым кулачком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты)
Эта долька для ежа. (Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут)
Эта долька для чижа. (Отогнуть безымянный палец. )
Эта долька для утят. (Отогнуть средний палец)
Эта долька для котят. (Отогнуть указательный палец)
Эта долька для бобра. (Отогнуть большой палец)
А для волка — кожура. (Ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы, и погладить кожуру)
Он сердит на нас. Беда! (Ладони соприкасаются основаниями, чуть согнутые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки — как волчьи зубы)
Разбегайтесь кто куда!
(Руки «разбегаются» по столу или по коленкам, стуча пальцами)
Слива
Мы пришли в фруктовый сад,
Стали сливы собирать.
Сливы, сладкие как мед,
Сами просятся к нам в рот.
Методические указания. Большой и указательный пальцы левой руки образуют овал, указательный палец правой руки полусогнут и приставлен к сливе (овал).
Фигурки из палочек
Очень я люблю варенье,
Мама варит — объеденье.
Игра
Выложить шерстяной цветной ниткой контур любимого фрукта.
Разорвать бумагу на мелкие кусочки и выложить из них грушу (или другой фрукт).
Дать детям кусок гибкой проволоки и совместно с ними сделать из нее контуры раз-
Тема 6. Деревья и кустарники
Пальчиковая гимнастика Зайка
Под высокою сосной
Сидит заинька косой.
Методические указания. Одна рука -сосна (пальцы растопырены, подняты вверх), на второй руке указательный и средний пальцы образуют ушки зайца, остальные пальцы сжаты.
Елка
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Методические указания. Ладони от себя, пальцы скрещиваются (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локти не прижимаются.
Дерево
У дерева ствол,
На стволе много веток,
А листья на ветках
Зеленого цвета.
Методические указания. Прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
Лес
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Методические указания. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.
Фигурки из палочек
Сад забором оградили,
Чтоб деревья дольше жили.
Дождь сейчас в лесу пойдет,
Все водой своей зальет,
К елочке скорей беги,
От дождя себя спаси.
Игра
Дети рвут желтую и оранжевую бумагу на мелкие кусочки и выкладывают из них осеннюю ветку.
Затем дети шерстяными цветными нитками выкладывают по нарисованному контуру листочки с различных деревьев. Определяют, с какого дерева каждый из получившихся у них листочков.
Из сосновых шишек выкладывают веселых человечков
и читают им свое любимое стихотворение.
Тема 7. Перелетные птицы
Пальчиковая гимнастика Птичек стая
Пой-ка, подпевай-ка!
Десять птичек — стайка.
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка,
Серенькое перышко,
Это зяблик, это стриж,
Это развеселый чиж,
Ну, а это злой орлан…
Птички, птички, по домам!
Методические указания. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки.
Скворечник
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Методические указания. Ладони соприкасаются пальцами, большие загнуты внутрь.
Птенчики в гнезде
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
Методические указания. Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и шевелить ими.
Фигурки из веточек
Стайка птиц летит на юг
Игра
Предложить детям с за-крытыми глазами рассорти-ровать бобы и горох.
Соединитьточки одной линией, стараясьне отрывать карандаш от бумаги. «Узнай меня!».
Тема 8. Домашние птицы
Пальчиковая гимнастика Утята
Раз, два — шли утята,
Три, четыре — за водой,
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал,
А девятый всех догнал,
А десятый напугал:
Громко, громко запищал:
— Пи-пи-пи! Не пищи,
Мы тут рядом, поищи.
Методические указания. Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. На звуки «Пи-пи-пи» (и до конца) ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
Гусь
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Методические указания. Ладонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу.
Петушок
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Методические указания. Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены и подняты вверх.
Курочка
Курочка прыг на крыльцо:
— Я снесла тебе яйцо.
Методические указания. Большой и указательный пальцы образуют овал («глаз»). Другие прижаты друг к другу в полусогнутом положении.
Задания для детей
Желтой гуашью кончиками пальцев] раскрасить цыпленка, нарисованного воспитателем. Скомкать бумагу в маленькие комочки — крошки для птичек.
Игра
Утенок
Предложите ребенку обвести утенка по контуру и выложить его рисом.
Подарил утенку ежик
Пару кожаных сапожек.
Уточка
Уточка-вертихвостка
Ныряла да выныривала.
Выныривала да ныряла.
Методические указания. Ладонь согнуть под прямым углом, пальцы при-жать друг к другу; вращение кистями от себя и к себе.
Тема 10. Осень
Пальчиковая гимнастика Гости
Стала Маша гостей созывать: И Иван приди, и Степан приди, И Матвей приди, и Сергей приди, А Никитушка — ну пожалуйста! Стала Маша гостей угощать: И Ивану блин, и Степану блин, И Матвею блин, и Сергею блин, А Никитушке — мятный пряничек. Методические указания. На первые
четыре строки вращение кистей рук от
себя, на пятую — к себе. На остальные строки поочередно
массировать кончики пальцев правой
руки.
Фигурки из палочек Почтальон принес письмо, Очень толстое оно. Пишут бабушка и дедушка, Приглашают в гости детушек. Мне в день рожденья подарили Подписку на год на «Мурзилку».
Задания для детей
Нарисовать кончиками пальцев (гуашью) поздравительную открытку для друга.
Вместе с ребенком сделать конверт из бумаги, украсить его аппликацией из мелких кусочков цветной бумаги (использовать в сюжетно-ролевой игре «Почта»).
Пальчиковая гимнастика Пальчики
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
Методические указания. Пальцы сжаты в кулаки. Поочередно разгибать их, начиная с мизинца, затем сгибать в том же порядке.
Грабли
Листья падают в саду.
Я их граблями смету.
Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплетены между собой. Выпрямить их на себя.
Фигурки из палочек
Мельница
крыльями
Машет вдали —
Будет мука,
Чтоб пирог испекли.
Задание детям
Учимся рвать бумажки в форме листьев с различных деревьев.