Развитие мелкой моторики у детей 5 — 7 лет

Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. В А Сухомлинский

Родителей и педагогов всегда волно­вал вопрос: как обеспечить полно­ценное развитие ребенка в до­школьном возрасте? Как подготовить его к школе? Мы остановимся на одном из аспектов этой проблемы — развитии мелкой моторики и координации дви­жений пальцев рук.

Известно: уровень развития речи на­ходится в прямой зависимости от сте­пени сформированности тонких дви­жений пальцев рук. На основе обследо­вания детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движе­ний пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пре­делах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и ре­чевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и да­же выше нормы.

Речь совершенствуется под влияни­ем кинетических импульсов от рук, точнее — от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рас­суждать, у него достаточно развиты па­мять, внимание, связная речь.

Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и матема­тики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пи­шут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

Развитый мозг и неразвитая рука -вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Предлагаем игры и упражнения, способствующие разви­тию мелкой моторики.

Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой ру­кой, а в конце — двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной поста­новкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокой­ными, доброжелательными, точными, Каждое задание имеет название, выпол­няется два-три раза в день.

Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, жела­ние и возможности. Главное, чтобы за­нятия приносили детям только положи­тельные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение, Нужно заботиться о том, чтобы деятель­ность ребенка была успешной, — это бу­дет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Умелыми пальцы становятся не сра­зу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематичес­ки — в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу — с самого раннего возраста, помогают детям уве­ренно держать карандаш и ручку, са­мостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мел­ких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подар­ки своим близким, принося им и себе радость.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Хотелось бы повторить основное правило для воспитателей, родителей и других специалистов, работающих с детьми, -работа по развитию движе­ний рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наи­больший эффект.

Тема 1. Детский сад и игрушки

Пальчиковая гимнастика

Дружба

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Методические указания. Первые две строчки — обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотво­рения. Следующие две строчки — обхва­тить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.

В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

Методические указания. На первую строчку — выставляем вверх большие пальцы, на вторую — соединяем под уг­лом кончики пальцев обеих рук. На третью — поочередно называемые паль­цы соединяются с большим на двух ру­ках одновременно. Затем вверх выстав­ляются только мизинцы, другие пальцы сжаты в кулак. На шестую — кулачки сту­чат друг о друга. На последние две строчки — ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.

Наши пальцы

Пальцы встали дружно в ряд (показать ладони с выпрямленными пальцами).

Десять крепеньких ребят

(сжать пальцы в кулак).

Эти два — всему указки (показать два указательных пальца),

Все покажут без подсказки (придер­жать их большими пальцами).

Пальцы — два середнячка (показать два средних пальца),

Два здоровых бодрячка (придержи­вать их большими пальцами).

Ну, а эти безымянны молчуны, всегда упрямы. (Показать безымянные паль­цы, остальные придерживать больши­ми пальцами).

Два мизинца-коротышки (показать мизинцы, остальные придерживать большими пальцами).

Пальцы главные средь них (показать два больших пальца, остальные сжать в кулаки),

Два больших и удалых.

Шарик

Надуваем быстро шарик —

Он становится большим.

Вдруг наш шарик лопнул,

Воздух вышел — ш-ш-ш!

Стал он тонким и худым.

Методические указания. Пальцы обе­их рук собраны в щепотку и соприкаса­ются кончиками. Дуем на них — пальцы принимают форму шара. Воздух выхо­дит — пальцы в исходное положение.

Фигурки из палочек

Как высоко качели взлетают

И детишек веселых качают.

Игрушка

Выложи бобами тонкую дорожку -И узнаешь ты меня, Ведь игрушка я твоя.

Кольцо

Выйду на крылечко, Вынесу колечко, Я его вместо игрушки Подарить хочу Валюшке.

Ласковая игра для паль­чиков

Выбрать в «Чудесном мешочке» (сшит из красивой яркой ткани) на ощупь из трех игрушек одну нужную.

Дорисуй узор

Пальчиковая гимнастика Здравствуй

Здравствуй, полянка большая!

Здравствуй, трава-мурава!

Здравствуй, ягодка лесная!

Ты поспела и вкусна.

Мы лукошечко несем,

Всю тебя мы соберем.

Методические указания. Пальцы пра­вой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.

Травка

Ветерок шуршит травой,

Прячет ягодку от нас,

Только мы ее найдем,

На варенье соберем.

 

Методическиеуказа­ния. Ладони повернуты к себе, пальцы растопыре­ны. Интенсивное «тре­петание» пальцами.

Фигурки из пало­чек

В лес гулять

 мы пошли,
  Корзинку ягод принесли.

Игра

Выложить горохом по нарисованно­му контуру

Загадка

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой,

На солнце почернела 9

И вот теперь я спелая.

Выложить вряд, че­редуя фасоль и бобы, геометрические фи­гуры, различные узо­ры.

Тема 3. Грибы

Пальчиковая гимнастика Этот пальчик

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все доел,

Оттого и похудел.

Методические указания. Загибать поочередно пальцы, начиная с ми­зинца.

За грибами

Солнце утром встало рано, всех де­тишекприласкало.(ЛадонискресХ тить, пальцы широко раздвинуть солнышко.)

Загрибамимыпошли.(Пальцт «идут» по столу, коленям.)

Три лукошка принесли. (Показатщ три пальца.)

Фигурки из палочек

В лес с корзинкой я пошел,

У пенька грибок нашел.

Игра

Выложить пер­ловкой фигуру по нарисованному кон­туру.

Корзинка

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплести, локти развес­ти в стороны — ладони «разъезжаются», и между пальцами образуются зазоры.

Грибы на поляне

Кто тут спрятан на картинке?

Помогите, пальчики!

Вы по контуру бегите,

Узнать картинку помогите.

Груздь

Груздь на солнце греет бок…

В кузовок иди, грибок.

Методические указания. Указа­тельный палец пра­вой руки — ножка; пальцы левой сомк­нуты вместе шляпка. Произнося скороговорки, ме­нять шляпку и ножку. Кузовок — перепле­тенные пальцы обе­их рук плотно смыка­ются, «забирая» к се­бе грибок.

Выложить из мел­ких геометрических фигур рисунок по об­разцу.

Предложить най­ти грибок в «Чудесном мешочке» среди нескольких различных игрушек. Дорисуй узор

Тема 4. Овощи

Пальчиковая гимнастика Засолка капусты

Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз),

Мы капусту солим (движение паль­цев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмем (интенсивное сжи­мание пальцев рук в кулак).

Морковка

Не морковка — загляденье,

Выросла на удивленье,

Сочная да вкусная,

Для детей полезная.

Методические указания. Пальцы ле­вой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставлен­ными пальцами приставлена к щепоти левой.

Фигурки из палочек

Машина везет урожай с полей

Игра

Выложить горошком по нарисованному контуру.

Загадка

Хотя и сахарной зовусь,

От дождя я не размокла,

Кругла, крупна, сладка на вкус

Узнали вы? Я… (свекла).

Удерживаниетеннисного мяча поочередно между паль­цами.

Тема 5. Фрукты

Пальчиковая гимнастика Апельсин

Мы делили апельсин. Много нас, а он один. (Покрутить сжатым кулачком левой руки, растопырить пальцы пра­вой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты)

Эта долька для ежа. (Левая рука сжа­та в кулак, мизинец отогнут)

Эта долька для чижа. (Отогнуть бе­зымянный палец. )

Эта долька для утят. (Отогнуть сред­ний палец)

Эта долька для котят. (Отогнуть ука­зательный палец)

Эта долька для бобра. (Отогнуть большой палец)

А для волка — кожура. (Ладонь повер­нуть тыльной стороной кверху, округ­лив пальцы, и погладить кожуру)

Он сердит на нас. Беда! (Ладони со­прикасаются основаниями, чуть согну­тые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки — как волчьи зубы)

Разбегайтесь кто куда!

(Руки «разбегаются» по столу или по коленкам, стуча пальцами)

Слива

Мы пришли в фруктовый сад,

Стали сливы собирать.

Сливы, сладкие как мед,

Сами просятся к нам в рот.

Методические указания. Большой и указательный пальцы левой руки образу­ют овал, указательный палец правой руки полусогнут и приставлен к сливе (овал).

Фигурки из палочек

Очень я люблю варенье,

Мама варит — объеденье.

Игра

Выложить шер­стяной цветной ниткой контур любимого фрукта.

Разорвать бу­магу на мелкие ку­сочки и выложить из них грушу (или другой фрукт).

Дать детям ку­сок гибкой прово­локи и совместно с ними сделать из нее контуры раз-

 

Тема 6. Деревья и кустарники

Пальчиковая гимнастика Зайка

Под высокою сосной

Сидит заинька косой.

Методические указания. Одна рука -сосна (пальцы растопырены, подняты вверх), на второй руке указательный и средний пальцы образуют ушки зайца, остальные пальцы сжаты.

Елка

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Методические указания. Ладони от себя, пальцы скрещиваются (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставля­ются вперед. Локти не прижимаются.

Дерево

У дерева ствол,

На стволе много веток,

А листья на ветках

Зеленого цвета.

Методичес­кие указания. Прижать ладони тыльной сторо­ной друг к другу. Пальцы расто­пырены и чуть-чуть приподня­ты вверх. Шеве­лить кистями и пальцами.

Лес

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Методические указания. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расста­вив пальцы.

Фигурки из палочек

Сад забором оградили,

Чтоб деревья дольше жили.

Дождь сейчас в лесу пойдет,

Все водой своей зальет,

К елочке скорей беги,

От дождя себя спаси.

Игра

Дети рвут жел­тую и оранжевую бумагу на мелкие кусочки и выклады­вают из них осен­нюю ветку.

Затем дети шер­стяными цветны­ми нитками выкла­дывают по нарисо­ванному контуру листочки с различ­ных деревьев. Опре­деляют, с какого де­рева каждый из получившихся у них листочков.

Из сосновых ши­шек выкладывают веселых человечков

и читают им свое любимое стихотво­рение.

Тема 7. Перелетные птицы

Пальчиковая гимнастика Птичек стая

Пой-ка, подпевай-ка!

Десять птичек — стайка.

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей,

Эта птичка — совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — скворушка,

Серенькое перышко,

Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж,

Ну, а это злой орлан…

Птички, птички, по домам!

Методические указания. Пальцы обе­их рук сжаты в кулаки. Услышав назва­ния птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки.

  Скворечник

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Методические указания. Ладони со­прикасаются пальцами, большие загну­ты внутрь.

Птенчики в гнезде

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

Методические указания. Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и шевелить ими.

Фигурки из веточек

Стайка птиц летит на юг

Игра

Предложить детям с за-крытыми глазами рассорти-ровать бобы и горох.

Соединитьточки одной линией, стараясьне отрывать ка­рандаш от бума­ги. «Узнай меня!».

Тема 8. Домашние птицы

Пальчиковая гимнастика Утята

Раз, два — шли утята,

Три, четыре — за водой,

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал,

А десятый напугал:

Громко, громко запищал:

— Пи-пи-пи! Не пищи,

Мы тут рядом, поищи.

Методические указания. Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. На звуки «Пи-пи-пи» (и до конца) ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Методические указания. Ладонь согнута под пря­мым углом. Боль­шой палец от­ставлен немного вниз, другие при­жаты друг к другу.

Петушок

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Методические указания. Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопы­рены и подняты вверх.

Курочка

Курочка прыг на крыльцо:

— Я снесла тебе яйцо.

Методические указания. Большой и указательный пальцы образуют овал («глаз»). Другие прижаты друг к другу в полусогнутом положении.

Задания для детей

Желтой гуашью кончиками пальцев] раскрасить цып­ленка, нарисован­ного воспитате­лем. Скомкать бу­магу в маленькие комочки — крошки для птичек.

Игра

Утенок

Предложите ребенку обвести утен­ка по контуру и выложить его рисом.

Подарил утенку ежик

Пару кожаных сапожек.

Уточка

Уточка-вертихвостка

Ныряла да выныривала.

Выныривала да ныряла.

Методические указания. Ладонь со­гнуть под прямым углом, пальцы при-жать друг к другу; вращение кистями от себя и к себе.

Тема 10. Осень

Пальчиковая гимнастика Гости

Стала Маша гостей созывать: И Иван приди, и Степан приди, И Матвей приди, и Сергей приди, А Никитушка — ну пожалуйста! Стала Маша гостей угощать: И Ивану блин, и Степану блин, И Матвею блин, и Сергею блин, А Никитушке — мятный пряничек. Методические указания. На первые

четыре строки вращение кистей рук от

себя, на пятую — к себе. На остальные строки поочередно

массировать кончики пальцев правой

руки.

Фигурки из палочек Почтальон принес письмо, Очень толстое оно. Пишут бабушка и дедушка, Приглашают в гости детушек. Мне в день рожденья подарили Подписку на год на «Мурзилку».

Задания для детей

Нарисовать кончиками пальцев (гу­ашью) поздравительную открытку для друга.

Вместе с ребенком сделать конверт из бумаги, украсить его аппликацией из мелких кусочков цветной бумаги (ис­пользовать в сюжетно-ролевой игре «Почта»).

Пальчиковая гимнастика Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

Методические указания. Пальцы сжа­ты в кулаки. Поочередно разгибать их, начиная с мизинца, затем сгибать в том же порядке.

Грабли

Листья падают в саду.

Я их граблями смету.

Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплетены между собой. Выпрямить их на себя.

Фигурки из палочек

Мельница

крыльями

Машет вдали —

Будет мука,

Чтоб пирог испекли.

Задание детям

Учимся рвать бумажки в форме листьев с различ­ных деревьев.

Обсуждение закрыто.