Режим дня школьника

Для правильного развития организма и предупреждения заболеваний имеет большое значение режим дня школьника.

Трудно да и невозможно дать схему распорядка дня , приемлемого для каждого учащегося. Это зависит от многих причин: от условий в школе и дома, от возможности родителей, занятых на работе.
В основе правильно организованного режима дня подростка лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных видов занятий. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются определенные «привычки», которые облегчают переход от одного вида деятельности к другому . Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.
При составлении режима дня для необходимо учесть следующие нюансы:
1. Обязательное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий, с обязательными 10-15 минутными перерывами на отдых..
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
С утра обязательно надо уделить 10-15 минут зарядке. Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года — при открытом окне или на свежем воздухе. Заниматься, по возможности лучше в трусиках и тапочках, чтобы организм одновременно получал воздушную ванну. Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, благотворно действуют на нервную систему.
После гимнастики проводятся водные и гигиенические процедуры в виде обтираний или обливаний. Следовательно, утренний туалет, кроме гигиенического значения, имеет и закаливающее действие, укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.
После занятий в школе не обязательно сразу приступать к выполнению домашнего задания — пусть «голова отдохнет» от усваивания информации. И вообще, надо постараться, чтобы девочка в течение дня имела 1 — 2 часа свободного времени для прогулок, игр и пребывания на свежем воздухе.
На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1 1/2—2 часа, средних классов — 2—3 часа, старших классов 3—4 часа.
Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок.
Свободное время должно быть и перед сном. Не рекомендуется выполнять домашние занятия допоздна и сразу же ложиться спать, т.к. сон ребенка может быть неглубоким, прерывистым, не восстанавливающим силы.
Вот примерный режим дня подростка сведённый в таблицу:

 

Чем заняться Время дня
12-13 лет 14-17 лет
Подъем 8.00 8.00
Утренняя зарядка, гигиенические процедуры, уборка постели, туалет 8.00 — 8.20 8.00 — 8.20
Завтрак 8.20 — 8.40 8.20 — 8.40
Дорога в школу, утренняя прогулка до начала занятий 8.40 — 9.00 8.40 — 9.00
Занятия в школе 9.00 — 14.35 9.00 — 15.30
Прогулка после занятий в школе 14.3 — 15.00 15.30 — 16.00
Обед 15.30 — 16.00 16.00 — 16.30
Прогулка, игры или спорт на воздухе(лыжи, коньки, футбол и т.д) 16.00 — 17.30 16.30 — 17.30
Полдник 17.30 17.30
Приготовление домашних заданий 17.30 — 19.30 17.30 — 20.00
Ужин и свободные занятия 19.30 — 21.30 20.00 — 22.00
Подготовка ко сну (умывание, чистка одежды, обуви) 21.30 — 22.00 22.00 — 22.30
Сон 22.30 — 8.00 23.00 — 8.00

Многие родители перегружают учащихся занятиями по музыке или изучением иностранных языков. Безусловно, это необходимо для расширения кругозора, развития интеллекта, однако это можно делать при наличии свободного времени, а не за счет отдыха, игр и прогулок. Для гармоничного развития подростка и укрепления его организма целесообразно заниматься гимнастикой. Полезны также танцы, игры, экскурсии, все виды летнего и зимнего спорта.
Одним из видов домашней «физкультуры» является выполнение обязанностей по дому. С возрастом круг обязанностей девочки увеличивается, однако нельзя заставлять ее выполнять физическую работу, связанную с поднятием тяжестей. Также вредным бывает длительное нахождение девочки в непроветренной душной комнате.
Если «Режим дня» к тому же будет красиво оформлен, то это будет не только интересное занятие, но и приятное развлечение.

Обсуждение закрыто.