Всем известно такое изречение — «Движение- это жизнь». Подвижный человек- активный человек, всё успевает , меньше устаёт.
Наша система образования ставит перед собой цель воспитать всесторонне развитого человека, но ребёнок уже в дошкольном возрасте испытывает вредное воздействие гиподинамии. По мнению психологов маленький ребёнок — деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитие речи тоже напрямую связано с развитием речи. Поэтому новые федеральные государственные требования включают в себя организацию двигательной активности на занятиях.
Эффективнее всего включать в занятия подвижных игр.
Подвижная игра, как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование подвижной игры в занятии помогают повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельность на другую.
Подвижные игры в занятии по развитию речи можно использовать как элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала.
В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче.
К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры-хороводы, дидактические, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры- потешки с пальчиками и.т.д.
Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели и использовать её в совместной деятельности с ребёнком.
Предлагаю вам подвижные игры для развития речи: народные, игры с мячом, авторские игры.
Народные подвижные игры для развития речи
Народные подвижные игры — вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, напевно-забавной певалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь. Народный фольклор устно перелаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.
«Фанты»
Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной теме, развитие слухового внимания, памяти.
Ведущий говорит:
— Вам прислали 100 рублей.
Что хотите, то купите,
Чёрный, белый не берите,
«Да» и «нет» не говорите!
После этих слов приводится такой диалог:
— Что продаётся в булочной? (дети по кругу, говорят ,что может продаваться в булочной)
— Хлеб, батон, булки.
— Какой хлеб продаётся в булочной ?
— Мягкий, свежий, душистый, хрустящий, поджаренный.
Для того, чтобы было видно кто из детей отвечает можно использовать мяч, палочку.
Подобную игру можно проводить по теме «Продукты питания», «Одежда», «Овощи-фрукты»
«Краски»
Цель: активизация словаря существительных , прилагательных по заданной теме, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, развитие высших психических функций.
Дети придумывают себе цвет определённой краски (можно придумать определённый материал, вкус, в зависимости от темы, цели, которую поставил перед собой педагог). Среди детей выбирается покупатель, он приходит и говорит:
— Тук, тук!
— Кто там?
— Покупатель.
— Зачем пришёл?
— За краской.
— За какой?
— За голубой.
Если покупатель отгадывает цвет краски, то краска выходит к нему, но она может себя выкупить, если назовёт (в зависимости от темы) 5 названий одежды голубого цвета или 5 блюд, приготовленных из картошки.
«Почта»
Цель: активизация словаря- глаголов по теме, развитие высших психических функций.
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
— Динь-динь-динь.
— Кто там ?
— Почта!
— Откуда?
— Из города. Что в городе делают? (из школы, сада, огорода)
Дети по кругу должны сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают… Тот ребёнок, который долго подбирает слово становиться почтальоном.
«Иголка, нитка, узелок»
Цель: активизировать словарь существительных по теме, развитие высших психических функций.
Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают среди детей иголку, нитку и узелок.
Нитка, иголка ,узелок встают в круг, остальные дети берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя разные виды одежды ( зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки), тот ребёнок, который не смог назвать нужную одежду становиться в круг.
«Достань шапку»
Цель: развивать словарь детей, дифференцировать предметы по определённым признакам, развитие высших психических функций, общей моторики.
Дети делятся на две команды. На столе лежат предметы разных категорий , например, головные уборы и одежда. Дети должны собрать каждая команда свои предметы. Играющие дети, парами двигаются к столу, либо прыгают, либо шагают, либо идут на носочках.
«Молчанка»
Цель: развитие слухового восприятия, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Дети встают в круг и произносят певалку:
— Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок-
Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий кружиться по кругу с закрытыми глазами, перед кем остановился ,этот ребёнок должен его позвать. Ведущий должен догадаться, кто его позвал, и назвать его ласково.
«Челнок»
Цель: развивает словарь детей по заданной теме.
Дети делятся на две стенки, они двигаются навстречу друг другу, пропевая слова:
— Челнок бежит
Земля дрожит,
Шьёт пошивает .
нас потешает.
Остальные дети стараются пробежать между челноком, называя слова по теме, о которой заранее договорились.
«Невод»
Цель: активизировать словарь прилагательных, уметь описывать предмет, по определённым признакам.
Дети выбирают рыбу, этот игрок помещается в круг. Дети встают по кругу, педагог показывает картинку овоща, игрушки, но так , чтобы рыба картинку не видел. К кому рыба подплывает, тот ребёнок ,начинает описывать предмет не называя его. Если рыба отгадает предмет, то она вплывает в круг.
«Раю-раю»
Цель: активизация словаря, развитие словесной м слуховой памяти.
Для игры выбирают двух детей-ворота; остальные играющие мать с детьми.
Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
— Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.
Дети встают паровозиком и идут через воротики, последний ребёнок останавливается у воротиков и называет слово по теме, например: автобус, и встаёт ребёнок к ним. Постепенно все дети становятся воротиками и вспоминают слова , которые называл паровозик.
«Жмурки-носильщики»
Цель: развитие сенсорики, развитие восприятия.
На столе разложены предметы-игрушки по определённой теме. Детям завязывают глаза, ребёнок должен с закрытыми глазами на ощупь описать предмет и отгадать его.
«Гаккарис»
Цель: развитие словаря, развитие общей моторики, образовывать множественное число существительных.
Дети садятся на корточки в круги, вырезанные и расположенные по кругу. Водящий игрок скачет на одной ноге по кругу, тот игрок около , которого остановился водящий, должен назвать вместо одного предмета — много. Если сидящий ошибается, то он становиться ведущим.
«Продаём горшки»
Цель: активизировать словарь по теме, согласовывать существительные с числительными.
Дети делятся на пары : продавец и горшок. Дети садятся в круг. У детей горшков предметные картинки по заданной теме. Ведущий подходит к одному их хозяев и начинает разговор:
— Эй, дружок, продай горшок!
— Покупай.
— Сколько дать тебе рублей?
— Три отдай.( пять отдай…)
Ведущий должен правильно согласовать название картинки с числом, загаданным хозяином: три автобуса, пять вагонов.
«Угадай и догони»
Цель: развитие фонематического слуха.
Играющие садятся на скамейку. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это.
Если он отгадал, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой играющий.
«Утушка»
Цель: активизировать словарь по теме, уметь образовывать предложения по теме.
Два ребёнка садятся друг напротив друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх. Выбирается утка, остальные дети-утята.
Утушка зовёт своих утят скороговоркой:
— Быстрей, быстрей, утятки,
Быстрей, быстрей, дикие пёрышки.
Утята встают друг за другом и проходят перешагивая через мостик, составляя предложения про время года или по определённой теме.
Игры с мячом для развития речи
Игры с мячом — очень полезны для развития детей с нарушением речи. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми , нормализует поведение гиперактивных детей.
«Большой мяч»
Цель: активизировать словарь глаголов, развитие общей моторики и высших психических функций.
Дети встают в круг, в кругу ведущий у него в руках мяч. Ведущий называет слово и кидает мяч кому-либо из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия , которые может совершать предмет , названный ведущим (снег-идёт, падает, тает, хрустит, сверкает).
«Мяч бросай –животных называй»
Цель: активизировать словарь по данной теме.
Можно выбрать любое другое обобщающее понятие.
Ведущий загадывает выбранную им категорию, дети должны перебрасывая мяч называть слова, соответствующие обобщающему понятию.
«Мяч»
Цель: активизировать словарь по теме, подбирать антонимы к словам.
Играющие делятся на две команды. Одни называют слово –признак: высокий, а другая команда называют противоположный признак: низкий.
«Катание мяча»
Цель: активизация словаря по теме.
Дефектолог задаёт задание: например, назвать как можно больше красивых слов про маму (Мама какая?). Дети по очереди катают мяч в обруч, называя прилагательные.
«Мяч по кругу»
Цель: активизация словаря по теме.
Дети садятся на палас, а водящий становится за кругом и держит мяч. Водящий называет обобщающее понятие и кидает мяч одному из сидящих, игроков. Дети должны как можно быстрее назвать слова, подходящие для данного обобщающего понятия. Тот играющий, кто задержит мяч, становиться ведущим.
«Я знаю пять названий»
Цель: активизация словаря по заданной теме.
Ход игры: Дети встают по кругу у а мяч, он начинает задание «Я знаю пять названий фруктов» после этого мяч передаётся по кругу, каждый ребёнок должен назвать по пять фруктов.
Авторские подвижные игры для развития речи
«Перепрыгни через ров»
Цель: развитие глагольного словаря, развитие общей моторики, учить подбирать антонимы.
На полу выложены две скакалки параллельно друг другу. Дети делятся на две команды. Первый ребенок перепрыгивает через ров, называя глагол, а следующий ребёнок называет противоположный глагол: стоит- идёт, бреет-кладёт.
«Волшебный круг»
Цель: учить придумывать предложения, активизировать глагольную лексику, расширять словарь по заданной теме.
Материал: разноцветный круг, состоящий из секторов разного цвета.
Ребята встают по краю разноцветного круга. Учитель-дефектолог предлагает представить , что круг это клумба. Ребёнок загадывает цветок, имеющий цвет любого сектора, называет растение и его цветы перекатывает мячик в соответствующий сектор.
Учитель-дефектолог: На клумбе выросла красная роза — мячик перекатывается в красный сектор.
Для усложнения используется глагольная лексика: не только произносится название и цвет, но и говорится, что происходит с цветком: вырос, набрал бутон, хорошо пахнет, цветет.
«Карусель»
Цель: закреплять умение детей составлять короткий рассказ-описание, используя в речи простые и сложные предложения
Ход игры: Дети встают в два круга. Во внешнем круге два-три человека. Остальные — во внутреннем. Один круг движется по часовой стрелке, другой — против.
Внешний круг проговаривает считалку:
Карусель, закружись,
А потом остановись.
Кто словечко угадает,
В дружный круг к нам попадает.
Затем ребёнок из внешнего круга загадывает короткую загадку — описание предмета. Дети из внешнего круга отгадывает загадку, если отгадал, то встаёт во внутренний круг.
«Покажи, отгадай и повтори»
Цель: активизировать словарь по заданной теме, развитие общей моторики, уметь согласовывать движения и речь.
Ход игры: Дети встают в круг, выбирается ведущий он загадывает профессию (либо какой-либо фрукт, посуду) , но её не называет, а только показывает жестами. Дети должны отгадать загаданный предмет и показать, тот ребёнок, кто первый отгадал, становиться ведущим.
«Продавец обуви»
Цель: активизировать словарь по теме, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, уметь описывать предмет по основным признакам.
Ход игры: Выбирается продавец обуви, у него разная обувь, которая выставляется перед детьми. Ребята запоминают, какая обувь продаётся в магазине, потом обувь убирается под прилавок. Продавец спрашивает , сколько сандалий, валенок, сапог было у него в магазине. Затем каждый ребёнок описывает обувь, которую он хочет купить. По описанию продавец должен правильно продать обувь.
«Волшебные следы»
Цель: активизировать словарь по теме, учить образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры: Перед детьми лежат вырезанные следы разных животных. Детям предлагают идти по следам называя, чьи это следы — волчьи, заячьи. Если дети правильно называют следы, то в конце дорожки их ждёт это животное.
«Кто ловкий»
Цель: активизировать словарь по теме, учить обобщать, классифицировать.
Ход игры: Дети делятся на команды, определяют, кто какую категорию будет собирать. У учителя-дефектолога на столе расположены предметы разных категорий. По команде педагога по одному участнику от команды подходят к столу и собирают, только те предметы, которые необходимы к его категории.
«Летаю, еду, плыву»
Цель: развивать общую моторику, активизировать словарь по теме.
Ход игры: Дети встают в круг. Учитель-дефектолог называет транспорт, а дети должны показать, как передвигается транспорт.
«Мы в гости пойдём»
Цель: активизировать словарь по теме.
Ход игры: Дети выстраиваются в длинную цепочку и идут за педагогом, проговаривая слова: « Мы в гости пойдем и друзей собой возьмём. Кто в домике живёт — узнаем. Тук-тук, тук-тук.» Кто в домике живет? В домике живёт человек, который работает на экскаваторе. После вспоминаем, кто жил в каждом домике.
«Улитка»
Цель: активизировать словарь по теме; согласовывать существительные с числительными .
Ход игры: Перед детьми нарисована улитка — классики от одного до десяти. Учитель-дефектолог предлагает посчитать до десяти какой-либо предмет. Ребёнок прыгает на первую клеточку и считает: один апельсин, два апельсина и.тд.
«Цветовой ряд»
Цель: согласовывать существительные с прилагательными.
Ход игры: Перед детьми расположены разноцветные фигуры. Учитель-дефектолог называет фрукт, а дети должны сказать, какой он по цвету и подбежать к фигуре нужного цвета.